Основан в сентябре 1994 года при Галерее «21» в сквоте на Пушкинской 10.
Организаторы и активисты: И. Актуганова, А. Митрофанова, О. Левина, О. Суслова, Е. Иванова,С.Бусов, Д.Пиликин, К.Митенев.
Клуб регулярно проводил лекции, семинары, мастерские, выставки, встречи, концерты, выпускал периодические издания, создавал интернет-сайты, разрабатывал программы просветительских курсов для всех, кто интересовался искусством новых медиа и феминизмом.
Членами клуба были философы и художники, работавшие с Интернетом как с социальным и культурным пространством: Д.Пиликин, Д.Долгинский, С.Бусов, Б.Матвеева, О.Тобрелутс, Глюкля и Цапля, В.Савчук, К.Митенев, А.Медведев, С.Югов и др.
Участники проектов и программ клуба: Т. Могилевская (Россия, Москва); О. Липовская, А. Митрофанова, О. Туркина (Россия, Санкт-Петербург); E. Вольгемут, К.Р. Хоффман (Австрия); Франческа да Римини VNS MATRIX (Австралия); К. Либеровская (Канада), М. Потаж (Словения); О. Киселева (Франция); С. Ивекович (Хорватия)
ЧТО ТАКОЕ КИБЕРФЕМИНИЗМ?
Киберфеминизм не один. Присутствует множество возможных вариаций киберфеминизма как мрачных, так и оптимистических.
С.Петербургское направление, пока оккупированное нами, разделяет только оптимистические позиции.
Киберкультура - это смесь различий, которые сегментированны и нерелевантны друг другу, где все виды свободы от принуждений легко достижимы (вне киберкультуры они также достижимы). Поэтому здесь концентрируется специальный запрос на творческую работу с этой свободой: пополнять каталог возможных сюжетов, символов (датабазу), пройтись процессором по желаниям, увеличить телесность за счет машинок, не потерять сексуальность и имманентность тела. Сделать субъективность ни себе, ни другим не репрессивной.
Мы в первую очередь заняты лично собой, но и в целом тоже...


КТО ОНИ КИБЕРФЕМИНИСТКИ?
В основном это женщины, но не обязательно (также дети, мужчины, животные), все те кто проживают свою кибержизнь, не забывая что технология всего лишь продление тела, она служит опыту и удовольствию от жизни и провоцирует нас вступать в творческие отношения в социально, субъектно и технологически новых обстоятельствах.


ПОЧЕМУ ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ КИБЕРФЕМИНИЗМОМ?
Киберфеминизм имеет оппозиционно-наследственные отношения с кибертеорией и феминизмом.
Киберфеминизм сомневается в эйфории номадного субъекта, гендерной свободе и бестелесности, информации и коммуникации. Но при этом мы не видим более стабильной гендерной и любой идентификационной структуры или рамки, однобокость и фаллоцентричность которой являлась стимулом для творческой деконструкции в феминизме. Хотя именно опыт феминизма в философии и арт практике как никакой другой тренирует работать против правил дискурса и обычая, в системе антиценности, в опасной близости к табу, и к телу, чем и становится для нас незаменимым тактическим ресурсом.
Киберфеминизм - это творческая платформа для производства множественности высказываний, субъективности, практик. С саморазрушением монологической или метанарративной культуры
открылось множество территорий экзистенциального молчания или непредъявленного, хотя фактического множества. Странным образом именно киберфеминизм берет ответственность, а киберфеминистки излучают энтузиазм в больше половины случаев.


НЕКОТОРЫЕ ПРОЕКТЫ КИБЕР-ФЕМИН-КЛУБА
ОСНОВАТЕЛИ КФК
Алла Митрофанова, Ира Актуганова, Сергей Бусов, Дмитрий Пиликин
КЛУБНЫЕ ВСТРЕЧИ
Белла Матвеева, Глюкля, Цапля, Варя Бусова, Лена Богданова, Катя Андреева
ИНТЕРНЕТ-ЦЕНТР ДЛЯ ЖЕНЩИН 1998-2006
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Издавался с 1998 по 2001
КУРС ПРАКТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ДЛЯ ЖЕНЩИН "СДЕЛАЙ САМА". 2002-2006
Развитие у женщин бытовых технических навыков: ремонт и обслуживание компьютера, ремонт автомобиля, ремонт квартиры, ремонт бытовой техники
ФЕСТИВАЛЬ "МОЛОДЕЖЬ В ЗЕРКАЛЕ ФЕМИНИЗМА"
Недельный фестиваль с фенминистской повесткой 2006
Сам факт появления феминистской инициативы в тот период удивителен: она возникла в ситуации доминирования маскулинных стратегий московского акционизма, с одной стороны, и усталости от марксистско-феминистской риторики, не так давно исходившей от советской власти, с другой. Стабильная гендерная или иные идентичности для участниц и участников объединения уже была неактуальны. Алла Митрофанова вспоминала: «Киберфеминизм понимал современность как непрерывное производство ради производства неважно чего: монстры, образы, самоидентификации множились как спецэффекты. (При этом все мнения типа "я женщина, поэтому…" или "я художник, потому…" вызывали скептическую реакцию)», а значит, и не могло быть стабильной идентичности пространства. В деятельности Кибер-фемин-клуба сочетались художественные проекты (работы Фабрики найденных одежд, Натальи Абалаковой, Ольги Тобрелутс и других), обсуждение теоретических текстов и социальная деятельность. Искусство здесь, как и у флюксус, не обладало никакой привилегированной позицией, а было, скорее, включено в сеть практик.

Александра Шестакова, Художественный журнал, №105, 2018