Фестиваль науки в Петрозаводске
Фестиваль был проведен с 31 марта по 8 апреля 2012 года при поддержке Петрозаводского государственного университета по заказу Фонда Дмитрия Зимина «Династия». Главное событие фестиваля — выставка научно-популярных интерактивных экспонатов «Научный музей в XXI веке».
За годы существования конкурса были созданы десятки разнообразных экспонатов, красивых, интересных, познавательных, которые можно и нужно трогать руками. Некоторые из них мы привезли в Петрозаводск. Эти экспонаты помогают лучше понять, как устроен мир: как работают известные нам физические законы, как возникла жизнь на Земле, как, с точки зрения науки, происходят деление клетки и перенос наследственной информации, работает мозг и многое другое.
Авторы, создававшие экспонаты, стремились не только к научной точности, но и к тому, чтобы экспонаты были действительно современными и впечатляющими.
Неотъемлемая часть выставки — программа лекций и открытых уроков для школьников, на которых победители конкурса, авторы проектов из разных городов России, в увлекательной форме рассказывают о биологии, физике, современной технике и технологиях.
Экспонаты выставки
Программа
Видео
БИОЛОГИЯ

«Динамическая модель клетки»
3D-mapping, видео-аудио-инсталляция, 2011

Художник - Владимир Григ
Научные консультанты — А. Ефремов, П. Гурин
Режиссеры анимации — Е. Дегтярева, М. Лущик


Невозможно увидеть содержимое живой клетки и происходящие в ней процессы невооруженным глазом. А если клетку увеличить до гигантских размеров? Именно эту задачу и решили авторы объекта «Динамическая модель клетки», выполненного в большом масштабе. Технология 3D-видеомэппинга позволяет воссоздать достоверную объемную динамическую картину внутриклеточных процессов. Две видеопроекции направлены на объект сбоку и показывают процессы, происходящие на поверхности мембраны клетки.
Обходя модель, можно видеть их в разных масштабах, как бы увеличивая картину и наблюдая детали. Сверху, на срез модели, проецируется изображение, позволяющее увидеть то, что происходи внутри клетки. Таким образом, посетитель воочию наблюдает явления и элементы, заметные только при очень большом увеличении: пиноцитоз, передачу сигнала вглубь клетки, рафт, контрольные точки, лизосому, митохондрию, рибосомы, мультивизикулярный компартмент, ядро, цитоскелет.

«Портреты клеток человека»
Серия видеофильмов, 2011

Художники - Владимир Григ, Максим Лущик /Санкт-Петербург/
Научные консультанты — А. Ефремов, П. Гурин


Тело человека содержит огромное количество клеток, которые можно разделить на профессиональные группы. У каждой не только своя работа, но и выглядят они по-разному. На семи панелях демонстрируются семь фильмов, смонтированных из видеозаписей и фотографий, сделанных с помощью микроскопа. Посетитель может увидеть, как по-настоящему выглядят нервная клетка (нейрон), мышечная клетка, эпителиальная клетка, одна из клеток крови (эритроцит), остеобласт, фибробласт, половые клетки (сперматозоиды).

"Экспрессия генов"
Анимационный фильм, 2011

The Walter and Eliza Hall Institute of Medical Research /Австралия/
Адаптация – Максим Лущик
Научные консультанты — А. Ефремов, П. Гурин


Жизнью живой клетки управляет командный пункт – ДНК. Именно здесь хранятся все инструкции по синтезу белков. Фильм показывает, как протекает один из важнейших процессов в организме — экспрессия гена. Это процесс копирования определенных участков ДНК, который порождает РНК – почтальонов, несущих информацию о синтезе необходимых белков в рибосому. Благодаря этому явлению безликие стволовые клетки приобретают специализацию, предопределенную наследственной информацией, и клетка может выполнять свои функции. Более того, долговременная остановка экспрессии генов приводит к смерти клетки. В ролике отражены все этапы процесса — от инициации экспрессии на молекуле ДНК до синтеза белка.

«Инкубатор жизни»
Интерактивная инсталляция
Анимационные фильмы, динамические объекты.

Центральный музей почвоведения им. В.В.Докучаева /Санкт-Петербург/
Художник - Владимир Григ /Санкт-Петербург/
Научный консультанты — Б. Апарин, Е. Сухачева, П. Гурин

Режиссеры анимации — Е. Дегтярева, М. Лущик
Аудио — V.Grig Inc.


1.«Звуки обитателей почвы»
Аудио-объект, 2011
В пространстве объекта с большим усилением транслируются звуки, издаваемые обитателями почвы. Зритель получает возможность услышать аудиофон, который постоянно сопровождает жизнь насекомых, но людьми абсолютно не слышим. Поэтому на первый взгляд может показаться, что в почве царит глухая тишина. Но если внимательно прислушаться, то можно услышать шорох муравьев, пробирающихся сквозь лесную подстилку, бульканье дождевых червей, ползающих во влажном гумусовом горизонте, и множество других звуков.

2.«Амеба протей»
Макет, 2011
Амеба протей, вершина эволюции одноклеточных, бывшая на заре жизни самым сложным организмом, теперь является одним из простейших. Именно амебы стали первыми обитателями суши, создавая условия для появления более сложных форм жизни. Тело амебы протей образует выступы — ложноножки, которые позволяют ей передвигается с приличной для микроорганизма скоростью — около 0,2 мм в минуту.
Макет позволяет не только рассмотреть, но потрогать руками и исследовать пластические свойства существа, которое невозможно увидеть невооруженным глазом.

3.«Город бактерий»
Анимационный фильм, 2009
Бактерии — невидимые труженики почвы, жизнь на земле невозможна без их работы. Один день из жизни Города бактерий.

4.«Путешествие Дождевого червячка»
Анимационный фильм, 2009
Дождевой червячок подвержен опасности со стороны безжалостных хищников, каждый из которых хочет его съесть. Это заставляет героя фильма проделать тяжелый путь, чтобы, наконец, оказаться в безопасности.

5.«Капельки»Анимационный фильм, 2009
Капельки влаги, проливаясь дождем на землю, а затем испаряясь, тем самым совершая круговорот, передают живым организмам и растениям питательные вещества.

6.«Подпочвенная матрица»
Анимационный фильм, 2011
Научно-популярный анимационный фильм о матрице, «споре» жизни в нашей почве, которая участвует в зарождении всех земных видов и питает их. Органо-минеральная матрица — уникальная по своей природе первооснова почвы, ее «атом», отличная как от мертвой породы, так и от живого организма. Она представляет собой совершенно уникальное природное образование, которое пока еще мало изучено. Вся жизнь на нашей планете, так или иначе, связана с ней. Познав строение матрицы и ее роль в биосфере, человечество, возможно, откроет еще немало тайн. Одна из них — возникновение жизни на Земле.

«Внутри. Работа мозга»
Интерактивный образовательный экспонат, технологии
Augmented Reality, 2011

ОО «Техно-Арт-Центр» / Санкт-Петербург/
Художник - Алексей Чебыкин
Проект реализован при участии Дмитрия Булатова.

Проект представляет собой интерактивную иллюстрацию работы человеческого мозга с использованием технологий дополненной реальности. На экране зритель видит собственное изображение и совмещенную с ним в реальном времени картину трехмерной модели мозга с обозначением его зон и участков. Взаимодействуя с экспонатом, посетитель может получать научные комментарии к любой из выделенных зон. За счет совмещения изображений достигается эффект отождествления полученных научных знаний с представлениями человека о функционировании собственного мозга.

«Психика и жидкости организма»
Интерактивное слайд-шоу, 2011

Мультимедиа — Максим Лущик
Научный консультант - Дмитрий Жуков
Научный редактор — Александр Ефремов

В обыденной речи гормоны и феромоны уже стали метафорами эмоциональных состояний.
Отчасти это справедливо, ведь они — часть гуморальной системы, регулирующей психику и поведение. Изобразительный и текстовой материал, заложенный в программу экспоната, покажет, как эта система влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира, самоощущение, на нашу жизнь.


ФИЗИКА


«Фракталы»
Фильм — слайд-шоу, 2011

Художник -Максим Лущик
Что объединяет растения, ткани животных и человека, береговые линии, облака, снежинки и космические объекты? Все они – фрактальные объекты, построенные по принципу самоподобия. Изображения на плазменной панели последовательно сменяют друг друга, позволяя составить представление о том, что такое фракталы, оценить многообразие их форм и сложность их структур, их распространенность в природе.

«Живой фрактал»
Интерактивная инсталляция, 2011

Петрозаводский государственный университет
Авторы -Алексей Штыков, Владлена Громова, Артем Парамонов

Фрактал — сложная геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия.
«Живой фрактал» — это модель искусственного организма, целостная система, состоящая из нескольких соединенных последовательно подсистем. Каждая подсистема — это отдельный экспонат, демонстрирующий явление самоорганизации.
В реализации проекта также участвовали: Александр Щербина, Андрей Матвеев, Александр Виссарионов, Мария Давыдова.

«Увидеть невидимое»
Образовательные интерактивные экспонаты, 2011

Объединенный институт ядерных исследований, ООО «Интерграфика» /Дубна/
Авторы: Юрий Панебратцев, Ксения Клыгина, Никита Сидоров, Сергей Балалыкин, Давид Джинчерадзе, Анна Комарова, Никита Кирилкин.

Свои знания о Вселенной посетители могут расширить благодаря занимательным экспонатам.
От квазаров до кварков. Экспонат показывает размеры основных объектов Вселенной — от элементарных частиц до галактик.
Календарь Сагана (хронология Вселенной). Открытый календарь, где пятнадцать миллиардов лет жизни Вселенной представлены в масштабе одного земного года.

«Физическая кунсткамера»
Интерактивные экспонаты, 2007-2011

«Музей науки» Дома ученых Троицкого научного центра Российской академии наук (ДУ ТНЦ РАН)

Группа экспонатов наглядно демонстрирует различные законы физики:
Пушка Вуда, Железные человечки с солнечными дисками, Сатурн, Стул для йога, Дорожка из лампочек, Человек-батарейка, Маятники, Зеркало на двоих, Капля, повисшая в воздухе, Строботаумотроп, Камера обскура, Световод с секретом.

«От иллюзионов прошлого к оптическим приборам настоящего»
Интерактивные экспонаты, 2011

«Музей занимательной оптики» Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики

Группа экспонатов реконструирует оптические игрушки прошлых веков: зоотроп, фенакистископ, калейдоскопы, анаглифы, анаморфизы.


ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ


«Технологии продления жизни»
Видеоролики, 2005 - 2011

Научные консультанты: А. Ефремов, Е. Кокурина, Л. Стрельникова, А. Козлов.

Серия видео- и анимационных роликов рассказывает о новейших медицинских технологиях, основанных на открытиях в области генетики и молекулярной биологии.

«Экстракорпоральное оплодотворение». Видеофильм, 2011.
«ДНК-технологии». Видеофильм, 2011.
«Радикальное продление жизни». Видеофильм, 2011.
«Регенеративная медицина Паоло Маккиарини». Видеофильм, 2011.
«Разработка ДНК-вакцины против ВИЧ в Санкт-Петербурге». Видеофильм, 2011.
«Клонирование». Видео-фильм, 2001.
«Оптический микроскоп / кариотип». Видеофильм, 2005.
«Структурная МРТ (магнитно-резонансная томография) мозга». Видеофильм, 2005.
«3D-рентгенография / человеческий скелет». Видеофильм, 2005.
«Разработка ДНК-вакцины против ВИЧ в Санкт-Петербурге». Анимационный фильм.
«Диагностика при помощи биочипов». Анимационный фильм, 2010.

«Нейро-компьютерные и человеко-машинные интерфейсы»
Группа интерактивных экспонатов, 2011

Музей науки Воронежского государственного университета
Авторы - Сергей Кургалин, Ярослав Туровский
Программирование — А.Максимов, А.Вахтин
Схемотехника — В.Жогов

Четыре интерактивных экспоната демонстрируют работу современных человеко-машинных и нейрокомпьютерных интерфейсов. Каждый экспонат состоит из двух частей: виртуально-интерактивной и реальной, что позволяет пользователям ощутить в действительности эффективность применения виртуальных технологий. Устройства, снимая сигналы физической или когнитивной активности человека, преобразуют их в движение механизмов или компьютерные сигналы. «Система управления взглядом» направляет движение самоходного шасси, «Система детектирования» подает сигнал, когда посетитель закрывает глаза, «Модель биопротеза» позволяет управлять ручным протезом с помощью устройств, фиксирующих мышечную активность человека, «Мыслепечатающее устройство» позволяет набирать текст с использованием только данных электроэнцефалограммы человека.

Лекции, открытые уроки, экскурсии, мастер-классы

Церемония открытия выставки 31 марта с 11.30 до 12.00

Обзорная экскурсия по выставке. Экскурсию проводит главный редактор журнала «Химия и жизнь» Любовь Стрельникова (Москва). 31 марта с 12.00 – 12.45


Экскурсия-занятие «Подземные обитатели под микроскопом»
На занятии ребята познакомятся с почвенными простейшими, смогут самостоятельно приготовить микропрепарат и рассмотреть его под бинокулярным микроскопом, узнают об особенностях строения и жизнедеятельности дождевого червя, мокрицы и многоножек.
Занятие проводят: Пятина Екатерина Владимировна (к.б.н., ученый секретарь ГНУ ЦМП им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии) и Чигалейчик Елена Дмитриевна (научный сотрудник ГНУ ЦМП им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии).
Занятие рассчитано на группу из 5 детей младшего школьного возраста и 5 взрослых. Продолжительность занятия 30 минут.
Расписание:
31 марта, суббота: 14:00, 16:00, 18:00
1 апреля, воскресенье: 12:00, 14:00, 16:00, 18:00

Мастер-класс «От иллюзионистов прошлого к оптическим приборам настоящего»
Мастер-класс посвящен оптическим игрушкам прошлых веков. Он будет проходить как небольшая экскурсия, в ходе которой дети и взрослые узнают о том, как люди с древнейших времен одушевляли, оживляли неживое, заставляли двигаться неподвижное, как постигали законы света, раскрывали его тайны и учились их использовать.
Мастер-класс проводится сотрудниками Музея оптики при Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики . Продолжительность мастер-класса 30 минут.
Расписание:
31 марта, суббота – 13:00, 14:30, 16:00, 17:30
1 апреля, воскресенье – 11:00, 12:30, 14:00, 15:30, 17:00, 18:30

Экскурсия «Физическая кунсткамера»
Экскурсия посвящена группе экспонатов Дома ученых Троицкого научного центра Российской академии наук, наглядно иллюстрирующих законы физики. Продолжительность экскурсии 30 минут.
Расписание:
31 марта, суббота – 13:00, 14:30, 16:00, 17:30
1 апреля, воскресенье – 11:00, 12:30, 14:00, 15:30, 17:00, 18:30

Занятие «Ученые на берегу моря»
На лекции ребятам расскажут об изучении морей, о том, какие существа живут на морском дне и о том, как школьники могут участвовать в настоящих научных исследованиях.
Занятие проводит Вадим Михайлович Хайтов, кандидат биологических наук, заведующий сектором Полевой экологии ЭБЦ «Крестовский остров»
В каждом занятии могут принять участие до 15 человек, учащихся 7-8 класса школы.
Продолжительность занятия около 1 часа.
31 марта, суббота – 17:30
1 апреля, воскресенье – 17:30

Занятие «Лодка в чемодане»
На занятии расскажут об истории подводного судостроения и мореходных качествах подводных лодок и технологии их строительства. Рассказ будет сопровождаться демонстрацией сборной модели атомной подводной лодки.
Занятие проводят Анастасия Федоровна Цветкова и Любовь Владимировна Карпова из Северодвинского городского краеведческого музея.
Продолжительность одного занятия около 30 минут. В занятии могут принимать участие как дети (от 6 лет), так и взрослые
Расписание:
7 апреля, суббота – 11:00, 13:00, 15:00, 17:00
8 апреля, воскресенье – 12:00, 14:00, 16:00, 18:00

Лекция-демонстрация «Игрушки и физика»
Лекция-демонстрация для учащихся 5 – 9 классов «Игрушки и физика».
Вместе с аудиторией автор объясняет – на основе физических законов – работу двадцати игрушек. Продолжительность 1 час.
Проводит Борис Павлович Шокин /Северодвинск/.
7 апреля, суббота – 16:00
8 апреля, воскресенье – 15:00

Лекция «Как мы изучаем прошлое нашей планеты»
На лекции школьники узнают о том, что такое ископаемые (фоссилии) и как они образуются, о методах реконструкции прошлого (вымершие животные, исчезнувшие экосистемы и климат былых эпох), что такое геохронологическая шкала, абсолютное и относительное время.
Лекцию читает старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН Кирилл Юрьевич Еськов.
Лекция ориентирована на старшеклассников, продолжительность лекции около 45 минут.
7 апреля, суббота – 17:30

Лекция «Древнейшая жизнь. Докембрий»
Докембрий (7/8 времени существования планеты) – это палеонтологические "темные века" истории, откуда практически не было "письменных источников". На лекции расскажут об истории нашей планеты, возникновении атмосферы и гидросферы, о самых ранних следах жизни на планете, мире микроорганизмов, двух «кислородных революциях» (2 млрд. и 0.8 млрд. лет назад) с принципиально разным механизмом. О возникновении многоклеточных (бесскелетных) -- венд (0.6 млрд лет назад).
Лекцию читает старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН Кирилл Юрьевич Еськов.
Лекция ориентирована на старшеклассников, продолжительность лекции около 45 минут.
8 апреля, воскресенье – 16:30