грантовый конкурс Фонда Дмитрия Зимина "Династия"
Научный музей в XXI веке
С 2006 по 2014 год компания Агентство 21 координировала конкурс «Научный музей в XXI веке» Фонда Дмитрия Зимина «Династия». За восемь лет в рамках программы проведено 8 грантовых конкурсов, 5 масштабных фестивалей науки в Москве, Самаре, Нижнем Новгороде и Петрозаводске, 30 руководителей провинциальных музеев прошли стажировку в варшавском Центре науки «Коперник», крупнейшем в Европе просветительском центре. Поддержку фонда «Династия» получили 90 проектов из различных регионов страны.
Проекты, получившие поддержку Фонда
I КОНКУРС (2006)
1. ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ «СМОТРИ В ОБА!»
Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева
Москва

С 1997 года в музее работает первая в России интерактивная естественно-научная экспозиция. Этот музейно-педагогический «полигон», сделанный по принципу «hand's on», позволил апробировать интерактивные методики работы с посетителем и убедиться в их успешности и востребованности. Новая тематическая интерактивная экспозиция «Смотри в оба!» сохраняет методологическую и методическую преемственность, и является следующим шагом в расширении интерактива в постоянной экспозиции нашего музея. Предлагаемый к рассмотрению проект новой интерактивной экспозиции «Смотри в оба!» посвящен органам зрения человека и животных.
2. «ЖИВЫЕ ЭТИКЕТКИ»
Государственный Дарвиновский музей
Москва

Размещение в витринах «цифровых этикеток» — малых цифровых панелей 10х15 см. Воспроизводимая информация динамична — краткие видео фрагменты, звуки и фотографии животных и закадровый голос диктора. Посетитель видит животное в естественной среде и слышит его голос и звуки окружающей природы. Отпадает необходимости читать этикетку, что особенно важно для самых юных посетителей. Это популяризирует научные знания — т.к. привлекательно и способствует обучению и закреплению знаний.
3. «БЕГСТВО ОТ УДИВЛЕНИЙ ИЛИ КРАСНОЯРСКИЕ ОТКРЫТИЯ»
ГУК «Красноярский краевой музей». Дом физики (Дом П.А. Красикова)
Красноярск

В основе проекта лежит создание среды научной интриги, развитие интереса к физике через создание Дома Физики на базе Красноярского краевого музея. Экспозиция представляет собой особую изобразительную среду, включающую одновременно исторические экспонаты и действующие демонстрационные модели с открытым к ним доступом и возможностью проведения обучающих экспериментов. Каждый зал выставки нацелен на определенное направление в области физики: создание способов записи, хранения и передачи информации; измерение времени; механика; оптика и т.п. Создание экспозиции «живого действия»: знакомься, изучай, проводи эксперименты. В распоряжении посетителя демонстрационные модели от скамьи Жуковского, трансформатора Тесла и электромагнитного ускорителя до орнитоптера Леонардо да Винчи и ракетного двигателя. Создан отдельный компьютерный образовательный класс «Занимательная физика», где представлена интерактивная трехмерная виртуальная реальность современной лаборатории.
4. СОЗДАНИЕ АНСАМБЛЕВОЙ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ КОМПОЗИЦИИ «ПЛОЩАДЬ НАУКИ»
Музей науки и техники СО РАН
Новосибирский Академгородок

Основной особенностью концепции проекта является представление экспозиционной части музея, как «города», в котором «живут» музейные предметы (экспонаты) — памятники науки и техники. Кроме того, для усиления эмоционального эффекта восприятия («оживления» «города»), экспозиция оснащена компьютерным аппаратно-программным комплексом для проведения автоматизированных (в том числе театрализованных) экскурсий. В рамках проекта разработан ряд демонстрационно-учебных стендов (три стенда), в доступной и увлекательной форме рассказывающих неподготовленному посетителю об основных принципах работы некоторых сложных современных приборов и устройств.
5. «ЭНЕРГИЯ ПАРА: 2 ШАГА К НОВОМУ ВЕКУ»
Филиал музея мирового океана в Санкт-Петербурге — «Ледокол «Красин»
Санкт-Петербург

Идея проекта заключена в названии — «Энергия пара: 2 шага к новому веку». «Красин» — это единственный в мире сохранившийся ледокол с действующей паросиловой установкой. Посещение машинного отделения общей площадью 4 тыс. кв.м. вызывает большой интерес у экскурсантов. Создана современная музейная экспозиция с использованием в ней действующих приборов, механизмов, паровых котлов, паровой машины, т.е. экспозиция, которая позволяет в полном объеме познакомить с принципами действия, с эволюцией развития паросиловых установок, применение которых внесло заметный вклад в развитие мирового судостроения.
6. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУНСТКАМЕРА»
Дом ученых Троицкого научного центра Российской академии наук (ДУ ТНЦ РАН)
Московская область, г. Троицк

В рамках проекта создана «Физическая кунсткамера» — центральная демонстрационно-просветительская научно-популярная площадка г. Троицка с макетами установок и действующими приборами, компьютерными анимациями, «научными фокусами». Принцип построения экспозиции — «от простого к сложному», с организацией иллюстративных рядов, показывающих направления работы ученых, интерактивными инсталляциями с активным вовлечением посетителей.
7. «О ЧЕЛОВЕКЕ В ДЕТАЛЯХ. ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ВЕКА»
Анатомический музей Казанского медицинского университета
Казань

Экспозиция «О человеке в деталях. Взгляд через века» расположена в здании Анатомического театра, построенного по образцу анатомических театров эпохи Возрождения, и состоит из разделов: «Жизнь тела после смерти», «Как я устроен», «От зачатия до рождения», «Чем я отличаюсь от животных», «Прав ли Дарвин?», «Человек XXI века». Разделы экспозиции, представленные натуральными препаратами, связаны единой идеей развития взглядов на устройство человека с древних времен до наших дней.
8. ИНТЕРАКТИВНАЯ ИНСТАЛЛЯЦИЯ «КАК РАБОТАЕТ РАДИО»
Федеральное государственное учреждение «Центральный музей связи имени А.С. Попова»
Санкт-Петербург

Интерактивная инсталляция «Как работает радио» представляет собой самостоятельную тематическую площадку в научно-познавательной экспозиции ФГУ «ЦМС им. А.С. Попова», посвящённой физическим основам электросвязи. В состав инсталляции входят стационарная и мобильная составляющие. Стационарная составляющая, включающая музейный показ исторических предметов и сенсорный информационный киоск, позволяет провести исторические и научно-познавательные аналогии и сравнения. Главная часть мобильной составляющей — интерактивный макет бытового радиоприёмника в увеличенном масштабе с множеством настроек и регулировок, работа которого поддерживается мультимедийным сопровождением.
9. «Я И РАСТЕНИЕ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ»
Ботанический сад МарГТУ
Республика Марий Эл , г. Йошкар-Ола

Идея — сравнение человека и растения в различных аспектах их жизнедеятельности. Основная аудитория — школьники. Проект во многом помогает детям осознать значительное сходство между растением и человеком (в первую очередь на примере самого себя) как составных частей живого мира нашей планеты. И вследствие этого — воспринимать растения, и в целом живую природу, не как бездушное окружение человека, а как живые организмы, и относиться к ним более гуманно.
10. РАДИОПАРЫ
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Нижний Новгород

Создание новой постоянной экспозиции Музея науки «Нижегородская радиолаборатория», в котором редкие экспонаты музея окружаются информационными оболочками, что с одной стороны подчёркивает их раритетность, а с другой стороны компенсирует вынужденную «немоту» старинных приборов. Музейные оболочки реализованы как интерактивные среды, причём для каждой пары «экспонат-оболочка» предлагаются свои визуальные и технические решения, иллюстрирующие принцип действия приборов и развитие заложенных в них идей.
II КОНКУРС (2007)
Номинация 1. Создание интерактивных экспозиций, популяризирующих науку
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУНСТКАМЕРА-2
Дом ученых Троицкого научного центра
Троицк, Московская область

Создание экспонатов и объединение их в экспозицию, решенную в едином художественном ключе: «Стробо-тауматроп, или как это будет по-русски?» — 2 интерактивных световых объекта: современная «электрическая» версия оптической игрушки «тауматропа» (наложение за счет инерции зрения двух различных картинок, предтеча киноустановки), совмещенная с эффектом стробоскопического освещения. Интерактивная инсталляция позволит зрителю самому создавать необычные визуальные эффекты анимационного свойства; «Городок в табакерке, век двадцатый: CD-проигрыватель изнутри» — интерактивная свето-звуковая инсталляция, наглядно демонстрирующая принцип воспроизведения лазерного компакт-диска; «Запусти сам цепную реакцию» — интерактивная визуальная инсталляция, объясняющая процесс возникновения ядерной реакции; «Троицкая башня» — интерактивный кинетический объект, демонстрирующий законы равновесия; «Комната бесконечности» — опыт создания пространственных иллюзий; «Штора Герона» — кинетический объект, основанный на оптической иллюзии, известной под названием «Цепь Герона»; «Биметаллический кальмар» — демонстрация изменения свойств материалов при изменении их температуры; «Время, застывшее в воздухе» — водопад в стробоскопическом свете; «Лампочка-хамелеон» — изменение цвета лампочки при взгляде на нее через быстродвижущуюся щелевую диафрагму.
2. ДВИЖЕНИЕ НЕПОДВИЖНЫХ
Заповедник «Кижи»
Петрозаводск, Карелия

Имитационная электромеханическая модель, демонстрирующая строение растения и ключевые моменты жизнедеятельности растительного организма в зависимости от условий среды. Посетители выставки могут привести модель в движение с помощью простейших манипуляций и получить иллюстрации:
– транспирации как верхнего концевого двигателя водного обмена;
– фотосинтеза как пути поглощения световой энергии и синтеза органического вещества.
3. ЗВЕЗДЫ, СВЕТ И РУБИНОВЫЕ СТРУНЫ
Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики
Санкт-Петербург

Интерактивные экспонаты для Музея оптики: бесструнная лазерная арфа, видео-гитара со стробоскопическим освещением и портативный переносной планетарий, позволяющий проводить многоцелевые образовательные программы и обучение.
4. РАДИОТУРНЕ. Передвижная выставка, посвященная современной науке
Музей науки «Нижегородская радиолаборатория»
Нижний Новгород

Проект «РАДИОТУРНЕ» — передвижная интерактивная экспозиция, посвященная современной науке, представленная на площадках пяти провинциальных музеев Нижегородской области. Посетители выставки могут познакомиться как с новейшими научными разработками, так и с историей открытий. Для экспозиции отобраны темы, ключевые для нижегородской науки: радиоастрономия, гидрофизика и акустика, физика высоких энергий, кибернетика, нанофизика.
5. «МУЛЬТИСТУДИЯ» — передвижная интерактивная экспозиция
ГОУ СОШ 169 — базовая школа МИОО (Московского института открытого образования)
Москва

МультиСтудия — передвижная интерактивная экспозиция, она же — творческая мастерская. Студия может обучать широкую публику технологическим, организационным и эстетическим азам самодеятельной мультипликации. Учитель, ученый, родитель или ребенок — каждый получает хотя бы маленький, но полноценный опыт самостоятельного мультипликационного творчества. При этом происходит новое по форме, содержательное взаимодействие широкой публики с учеными и учителями, создание мультфильмов по разнообразной научной тематике, популяризация фундаментальной науки среди детей и взрослых.
6. Интерактивная экспозиция «ШКОЛЬНИКАМ О СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ»
Дубна, Московская область

Технология сетевой среды коллективного моделирования и применение этой технологии для создания музейного экспоната коллективного моделирования.
7. РАЗРАБОТКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЕРЕДВИЖНОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ «МАЯТНИКИ»
«АЗПИ» (НП РИДС)
Москва

Набор миниатюрных интерактивных экспонатов, посвященных маятникам и изучению основ колебательного движения. Изготовленный набор экспонатов передан в дар в качестве тематической экспозиции для учебно-демонстрационных целей в Центральный музей связи им. А. С. Попова (Санкт-Петербург).
В рамках проекта изготовлены 12 экспонатов: Физический маятник, Связанные маятники на общем подвижном подвесе, Связанные маятники с упругой связью подвесов, Хаотический маятник, Маятник Максвелла, Крутильный маятник, Пружинный маятник, Маятник «Конус на направляющих», Маятник Капицы (с вибрирующим подвесом), Магнитный маятник, Маятник Фруда (на валу), Маятник Обербека.
8. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ «КОСМИЧЕСКИЕ ВЕСЫ», «РЕЛЬЕФНАЯ КАРТА ТАТАРСТАНА», «ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТЕЛЕСКОП»
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»
Казань

Установки стали основными составными частями экспозиции зала «Земля и Вселенная» в музее Природы, который, по сути, является музеем естественной истории Татарстана.
Номинация 2. Фестивали увлекательной науки
1. Фестиваль «СТАРИННОЕ РАДИО НАШЕЙ РОДИНЫ».
МУК «Димитровградский краеведческий музей»
Димитровград, Ульяновская область

2. Фестиваль «НАУКА И ИСКУССТВО В ЭПОХУ ПОСТБИОЛОГИИ».
Калининградский филиал Государственного центра современного искусства (КФ ГЦСИ)
Калининград

III КОНКУРС (2008)
В номинации «Модернизация экспозиционной деятельности научно-технических и естественнонаучных музеев»
1. РАЗВИТИЕ ИРКУТСКОГО МУЗЕЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ В КОМПЛЕКСЕ С ПЛАНЕТАРИЕМ
Иркутская городская общественная организация «Естествознание»
Иркутск

Установки стали основными составными частями экспозиции зала «Земля и Вселенная» в музее Природы, который, по сути, является музеем естественной истории Татарстана.
2. ОЖИДАНИЕ КОСМОСА
Муниципальное учреждение культуры г. Самары «Музей «Самара Космическая»
Самара

Проект «Ожидание космоса» реализован на площадке музея «Самара космическая», который обладает замечательной коллекцией космической техники, а также значительным фондом фотографий и документов, посвященных освоению космоса.
Проект основан на представлении (в макетах, стендах, тренажёрах и медиа-роликах) цитат из фантастических фильмов и книг, комиксов, научных статей, иллюстраций начиная с 1900-х вплоть до отправления в космос первого спутника в 1957 году, полёта первого космонавта в 1961 году и начала выполнения лунной программы «Аполлон» в конце 1960-х годов.
Зрителю предлагается проследить, как менялись представления о полёте в космос от первых весьма приблизительных очертаний («Из пушки на Луну» Жоржа Мельеса (1902) до весьма разработанных и во многом оправдавшихся в реальности сценариев («Женщина на Луне» Фрица Ланга (1929).
Экспозиция позволяет сравнить прогнозируемые и реализованные инженерные решения, ожидаемую и реальную космические хронологии, предполагаемые и полученные результаты наблюдений.
3. НЕИЗВЕСТНАЯ ЗЕМЛЯ — TERRA INCOGNITA-II
Центральный музей почвоведения им. Докучаева
Санкт-Петербург

Идея проекта состоит в том, чтобы зритель ощутил состояние своего присутствия во «внутреннем», подземном мире, существующем на самом деле и только ему персонально до сих пор неизвестном.
Формат проекта будет выдержан в занимательной доступной для детей форме, популяризирующей науку.
Экспозиция представляет собой «подземный тоннель», внутрипочвенный ход, пройдя по которому посетитель может своими глазами увидеть многообразие жизни в почвенном мире. Это своего рода модель многоквартирного дома, каким является почва для множества её обитателей.
Так, приходя в музей почвоведения, посетитель «открывает» новый мир у себя под ногами и начинает ощущать себя частью этого мира, понимать свою ответственность за его состояние.
4. СВЯЗЬ ВРЕМЁН
Государственное учреждение культуры Омской области «Омский государственный историко-краеведческий музей»
Омск

«Связь времен» - это детская интерактивная выставка, которая в увлекательной форме показывает развитие техники передачи информации и сообщений: от древних форм до современных компьютерных технологий.
На выставке, кроме музейных экспонатов и иллюстраций, представлены интерактивные объекты, позволяющие наглядно и доступно показать физические процессы, лежащие в основе самых сложных изобретений средств связи.
5. САМООРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМ — ФАКТЫ ПРИРОДЫ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет»
Петрозаводск

В рамках проекта создана постоянно действующая экспозиция, посвященная наиболее дискуссионной проблеме фундаментальной физики — самоорганизации систем (синергетике).
Для реализации проекта выбраны 5 экспонатов, демонстрирующих различные явления: Плазменно-пылевые образования, Гидродинамика, Химическая кинетика, Фракталы, Самоорганизация в водных растворах, на основе которых будет строиться экспозиция.
В экспозицию встроено видео- и аудиосопровождение, благодаря чему за время экскурсии у посетителей складывается представление о происхождении, причинах и роли эффектов самоорганизации в мире.
6. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПЕРЕДВИЖНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ДЛЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ «НАУКА, ИСКУССТВО, ТЕХНОЛОГИЯ»
Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»
Москва

Главной особенностью передвижной мультимедийной экспозиции «Наука — Технологии — Искусство» является возможность гибкого интегрирования в формат любой музейной площадки.
Экспозиция имеет два наращиваемых модуля.
Базовым модулем проекта стал мультимедийный фильм «Наука — Технологии — Искусство». Фильм может демонстрироваться практически в любом музейном пространстве с использованием нескольких вариантов оборудования.
Второй модуль проекта — познавательно-интерактивная программа для тач-скрина.
Программа состоит из двух частей — познавательной (углубление и развитие отдельных сюжетов фильма) и познавательно-развлекательной (интерактивные компьютерные игры).
7. СИБИРСКИЕ СКИФЫ КАК ТЕМА ДЛЯ ТОЧНЫХ НАУК
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирск

Цель проекта — показать роль естественных наук в исследовании гуманитарного артефакта — археологического предмета — на примере экспозиции, посвященной культуре сибирских скифов.
Проект предполагает использование главной особенности Академгородка — высокой концентрации научных институтов СО РАН различного профиля и их плодотворное взаимодействие в междисциплинарных исследованиях.
Междисциплинарные исследования особенно ярко проявились в процессе изучения культуры сибирских скифов. В исследовании пазарыкских «замерзших могил», содержимое которых демонстрируется в музее, применялись современные физические, химические, микробиологические и другие научные методы.
В номинации «Создание интерактивных экспонатов, популяризирующих науку»
1. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР АВТОМАТОВ. ЧУДЕСА МЕХАНИКИ
Алтайское краевое общественное учреждение «Парк занимательной техники»
Барнаул

Идея проекта – из всего многообразия физических явлений, используемых в технике, выделить одно — механическое движение — и посмотреть, какими возможностями оно обладает, какое разнообразие задач позволяет решать, как наиболее наглядно и зрелищно это происходит в автоматических устройствах.
Созданы соответствующие экспонаты, которые размещены на территории Барнаульского парка занимательной техники.
2. МОБИЛЬНЫЙ АСТРОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ЛАНДШАФТЫ ИЗ КОСМОСА»
Муниципальное учреждение культуры «Глазовский краеведческий музей»
Глазов, Удмуртская республика

Комплекс включает в себя систему наблюдений звездного неба, проекционную систему для компьютерных демонстраций и серию разборных макетов тел Солнечной системы.
Он предполагает использование современных проекционных технологий и интерактивных методов работы.
Создание комплекса расширяет возможности отдела астрономии музея в пропаганде астрономических знаний.
Комплекс предназначен как для стационарной, так и для передвижной деятельности отдела астрономии Глазовского краеведческого музея и предусматривает пропаганду астрономических знаний как среди школьников города, так и среди сельских школьников, не имеющих возможности регулярного посещения г. Глазова, единственного доступного культурного центра северного куста Удмуртской республики.
IV КОНКУРС (2009)
Номинация «Модернизация экспозиционной деятельности научно-технических и естественнонаучных музеев»
1. Проект «ФизиКАфе»
Дом ученых Троицкого научного центра
Троицк

Создание в рамках музея «Физическая кунсткамера» Дома ученых ТНЦ РАН «Физического кафе» («ФизиКАфе»), сочетающего подходы экспозиционной демонстрации физических феноменов, реализованных в предметах интерьера и оборудования кафе, с возможностью организации питания экскурсантов в необычном антураже.
2. Проект «Театр волны»
Политехнический музей
Москва

Создание интерактивной познавательной программы, главными героями которой являются колебательные и волновые явления различной природы. Задача проекта - сформировать образное понимание зрителем фундаментальных физических явлений: «волна», «колебания», «интерференция», «резонанс» и др.
Для этого изготовлен ряд новых экспонатов, иллюстрирующих волновые и колебательные процессы, основными из них являются линейка экспонатов «Резонансы» и «Волновая арена».
3. Проект «Невидимый мир почв»
ГНИ и КПУ Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева
Санкт-Петербург

Идея проекта состоит в том, чтобы зритель ощутил состояние своего присутствия, во «внутреннем», подземном мире, существующем на самом деле и только ему персонально до сих пор неизвестного. Главной задачей проекта является формирование у населения экологического мышления, привлечение внимания детей различных возрастных групп к экологическим проблемам современности, связанным с деградацией почвы как носителя биоразнообразия нашей планеты. Формат проекта выдержан в занимательной и доступной для детей форме . Экспозиция представляет собой "подземный тоннель", внутрипочвенный ход, пройдя по которому посетитель может своими глазами увидеть многообразие жизни в почвенном мире. Это своего рода модель многоквартирного дома, каким является почва для множества её обитателей. Ведь в своей повседневной жизни человек разве что в метро обращает внимание на то, что земля не плоская, а имеет и другое, внутреннее измерение, наполненное жизнью, многообразное и дающее жизнь «внешнему миру». Так, например, приходя в музей Почвоведения, посетитель «открывает» новый мир у себя под ногами и начинает ощущать себя частью этого мира, понимать свою ответственность за его состояние.
4. Проект «Самоорганизация систем — общение напрямую»
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводск

Проект представляет собой создание постоянно действующей экспозиции демонстрирующей явления самоорганизации систем разного рода, встречающиеся в природе, и в популярной и образной форме рассказывающие об их сути.
Для реализации проекта выбраны 5 экспонатов, демонстрирующие следующие явления: Плазменно-пылевые образования, Гидродинамика, Химическая кинетика, Фракталы, Самоорганизация в водных растворах, на основе которых будет строиться экспозиция. Также в экспозицию встроено видео и аудио сопровождение, благодаря чему за время проведения экскурсии у посетителей складывается представление о роли, происхождении, причинах эффектов самоорганизации в мире.
Номинация «Создание интерактивных экспонатов, популяризирующих науку»
1. Проект «Клетка крупно»
Нижегородский центр содействия и развития музеев
Нижний Новгород

Проект посвящён теме биологического моделирования. Спроектированная «искусственная жизнь» по многим параметрам соответствует жизни «естественной». Развиваясь самостоятельно, она доступна при этом не только наблюдению, но и вмешательству со стороны посетителя выставки. Экран на верхней грани куба – двухмерная сетка, по которой передвигаются, размножаясь и поглощая друг друга одноклеточные аниматы. От числа аниматов зависит освещение куба. Касаясь сенсорного экрана и создавая при этом дополнительные «зоны питания» и «зоны защиты», посетитель участвует в жизни искусственной биоты. Здесь реализованы основные свойства живого: способность к размножению, способность к закреплению мутаций, различная для разных мутаций скорость размножения в заданных внешних условиях.
2. Комплекс интерактивных экспонатов «Магнитное поле Земли: механизмы формирования и эффекты воздействия»
Некоммерческое партнерство по развитию инноваций и делового сотрудничества «АЗПИ»
Москва

Интерактивная модель Земли с иллюстрацией механизмов формирования магнитного поля и его воздействия на жизнь нашей планеты.
3. Проект «Связь с внеземными цивилизациями»
Центральный музей связи имени А. С. Попова
Санкт-Петербург

Состоит из двух экспонатов:
«Космические послания»
Интерактивный экспонат не только информирует посетителей о научно-технических и культурных аспектах связи с внеземными цивилизациями, но и дает возможность составить собственное космическое послание.
«Многоликая Вселенная»
Виртуальный комплекс «Многоликая Вселенная» позволяет совершить десятиминутное погружение в космическую реальность и получить ответы на вопросы о строении мироздания.
4. «Увидеть невидимое»
Объединенный институт ядерных исследований, ООО «Интерграфика»
Дубна

Передвижная выставка о современном естествознании рассчитана в первую очередь на школьную аудиторию и состоит из трех частей.
От квазаров до кварков. Проект показывает размеры основных объектов Вселенной — от элементарных частиц до галактик.
Календарь Сагана (хронология Вселенной). Открытый календарь, где пятнадцать миллиардов лет жизни Вселенной представлены в масштабе одного земного года.
Сетевая среда коллективного моделирования. Проект раскрывает несколько тем:
ДНК — посетителям предлагается в соревновательном режиме достраивать свою часть цепочки ДНК.
Электронный микроскоп — несколько посетителей смогут совместно конструировать магнитные линзы внутри микроскопа с целью фокусировки пучка электронов на изучаемом образце.
Память + Знание — игровое поле с карточками, на котором, соревнуясь друг с другом, пользователи выбирают подходящие по смыслу парные карточки.
5. Проект «Модель биометрических отражений»
Учебно-научный Центр по переподготовке и повышению квалификации кадров в области экологии, рационального природопользования и охраны природы (Экоцентр МГУ)
Москва

Экспонат демонстрирует один из универсальных принципов существования и развития живого – биологическую обратную связь.
Один либо одновременно несколько зрителей могут войти в контакт с объектом посредству биологических обратных связей и попытаться «оживить» его.
В ответ на изменение эмоционального состояния контактёра (прибор кгр)– заметна нарастающая вибрация объекта
В ответ на изменение сердцебиения (прибор экг ) – спазмообразные вздрагивания в том же ритме.
В ответ на изменение активности полушарий головного мозга – перестраивание, изменение формы правой и левой частей
Считывание волн головного мозга – усиление и изменение аудиосигнала – «музыка мозга»
В ответ на считывание пульса (фотоплетизмография) – изменение яркости света.
В ответ на изменение мышечного напряжения – расширение оболочки.
В ответ на физическое усилие (массирование поверхности, нагревание конкретного места, измерение температуры кожи) – конвульсивные переваливания отростков, шевеление.
Если контактёров несколько, то объект «оживляется» максимально - он может дышать, "скулить", мигать, шевелиться, и т.д.
V КОНКУРС (2010)
Номинация «Модернизация экспозиций естественнонаучных и научно-технических музеев»
1. Проект «АРХЕЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Институт археологии и этнографии СО РАН / Музей археологии
Новосибирск

Проект модернизации экспозиции посвящен технической революции, которая происходила в период неолита -10-3 тыс до. н.э на территории Евразии и привела к новому прогрессивному пути развития человечества. Многие научные открытия через познание природы во всей ее совокупности происходят на рубеже палеолита и неолита.
В собрании музея накоплен качественный материал, демонстрация которого дает возможность показать научные открытия в древности.
Модернизация включает в себя использование мультимедийных технологий (экранов с фильмами в формате 3 Д, интерактивных инфопанелей). Фильмы позволяют наглядно показать изменения в технологии обработки камня, открытие вкладышевой техники с объяснением физических законов, открытых в эпоху неолита, освоение нового вещества (керамики) и химические законы, которые позволили создавать керамическое тесто, используя местные глины и множество ингредиентов, например кварцевый песок, открытие законов термодинамики (использования закрытого огня).
Модернизация включает в себя действующие инсталляции – макеты ткацкого станка, печь для домашней выплавки металла, имитации наскальных рисунков из натуральных материалов, что дает возможность раскрыть такие исторические свершения как изобретения ткачества, доместикации животных, открытие химических и физических свойств природных минералов (изменение структуры под воздействием высокой температур), плавка металла.
2. Проект «ДОКТОР РАДИО»
Музей науки Нижегородского государственного университета «Нижегородская радиолаборатория»
Нижний Новгород

Проект «ДОКТОР РАДИО» – музейная экспозиция, посвящённая методам и достижениям радиофизики в медицинских приложениях. Посетители музея могут познакомиться как с новейшими теоретическими разработками, так и с современным оборудованием. Для экспозиции отобраны направления, ключевые для нижегородской радиофизики: сверхвысокочастотная электроника, физика плазмы, бионика, теория колебаний и волн, прикладная акустика.
Проект «ДОКТОР РАДИО» привлекает внимание публики к состоянию современного научного знания, формированию убеждения у посетителя в гуманистической ценности науки и её незаменимости в деле обеспечения здоровья человека в современных условиях. Выставка показывает взрослым и юным посетителям, что наука – это не только трудно представимые, абстрактные понятия, наука выражена и в конкретных, порой обиходных, при этом крайне необходимых вещах: лекарствах, лечебных методиках, медицинских приборах, диагностических аппаратах.
3. Проект «ОТ ИЛЛЮЗИОНОВ ПРОШЛОГО К ОПТИЧЕСКИМ ПРИБОРАМ НАСТОЯЩЕГО»
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики/Музей оптики
Санкт-Петербург
Постоянная интерактивная экспозиция, выдержанная в идеологии «игрушка как познание науки». Здесь нужно не только смотреть и слушать, а трогать руками, играть, изучать.
Идея проекта заключена в самом названии и имеет две части. С одной стороны продемонстрировать игрушки прошлых столетий, основанные на оптических принципах, которые были не только домашним развлечением и «оптическим отдыхом», но и пробуждали интерес к их изучению, конструктивному использованию, способствовали научно-техническому развитию.
С другой стороны – показать развитие заложенных в них идей уже современных приборов. Тем самым протянуть мост от античной оптики через ренессансную перспективу и оптический иллюзион эпохи Просвещения к современным достижениям оптики.
Принцип построения экспозиции - «от прошлого к настоящему», с организацией иллюстративных рядов, показывающих развитие научной мысли.
4. Проект «ЭВОЛЮЦИЯ ПРИМАТОВ И ЧЕЛОВЕКА»
Палеонтологический музей Палеонтологического института РАН
Москва

Происхождение человека – ключевая мировоззренческая проблема. Палеонтологические открытия последних полутора десятилетий потребовали радикально модернизировать соответствующую часть экспозиции Музея: (1) ввести новые экспонаты, сделав акцент на новооткрытых «переходных формах» между предками человека и высших обезьян; (2) отразить орудийную деятельность и первобытное искусство как часть эволюции человека; (3) показать роль кооперативных стратегий и альтруистического поведения в эволюции человека.
5. Проект «МАСТЕР-КЛАСТЕР»
Димитровградский краеведческий музей
Димитровград, Ульяновская область

Город Димитровград стоит на пороге судьбоносных событий – создания ядерного инновационного кластера, являющегося одним из самых амбициозных проектов государственного значения. Это подвигло коллектив Димитровградского краеведческого музея на проект, который они посвятили специалистам инновационного кластера и назвали «Мастер-кластер». Идея проекта - повысить уровень информированности жителей города о технологиях, которые уже внедряются.
В проекте три раздела. «Открытый НИИАР» дает возможность посетителям увидеть направления деятельности института, условия работы и уровень радиационной защиты. Раздел «Центр медицинской радиологии» дает информацию о возможностях диагностики и лечения на ранних стадиях онкологических заболеваний с применением короткоживущих изотопов, вырабатываемых в НИИАР. Для юношеской аудитории разработан интерактивный тренажер «Стань Нобелевским лауреатом».
6. Проект «ПО СЛЕДАМ САЙРУСА СМИТА»
Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, Эколого-биологический центр «Крестовский остров»
Санкт-Петербург

Построение экспозиции как игрового пространства, в котором дети осваивают работу приборов для изучения окружающей среды. Цель проекта – в игровой форме представить методы научного исследования природы. По сюжету игры экипаж потерпевшего кораблекрушение судна может выжить, если исследует явления природы с помощью простых приборов, собранных своими руками. Проводник экскурсионной группы - инженер Сайрус Смит (Ж.Верн, «Таинственный остров»). Он помогает посетителям освоить принципы навигации, устройства оптических приборов, датировки объектов. Проект доработан: пересмотрено общее решение экспозиционного пространства, оно дополнено новыми экспонатами, интерактивными модулями.
Номинация «Создание интерактивных экспонатов, популяризирующих науку»
1. Экспонат Spacebook — «КАРМАННЫЙ КОСМОС»
Музейно-выставочный центр «Самара Космическая»
Самара

Идея проекта — создание оригинального по архитектуре и удобного по дизайну компактного медиаблока, который будет встроен в уже существующую экспозицию. Цель проекта – рассказать зрителю о космических технологиях, которые вошли в нашу повседневную жизнь (прогнозы погоды, сеть Интернет, сотовая связь, навигация GPRS) и популярно объяснить что происходит при нажатии клавиш многих соввременных гаджетов.
Художественный образ медиаблока - это некая футуристическая «капитанская рубка», которая включает в себя: интерактивные панели с подготовленным контентом (рассказ о космических технологиях, демонстрирация работы космических машин), большую плазменную видеопанель (здесь идет блок документальных материалов по теме космоса), комп. монитор с блоком, подключенный к сети Интернет (новости о последних космических событиях страны и мира). Таким образом, формируется единый «информационный центр» в рамках музея.
2. Экспонат «КЛАССНЫЙ ПОЛЕТ»
Омский государственный историко-краеведческий музей
Омск
Проект направлен на создание выставки для аудитории школьников младших, средних классов и семейных посетителей. Выставка состоит из двух разделов: подготовка к космическому полету и сам полет. В первом разделе представлены музейные экспонаты и интерактивные предметы по «отсекам»: оборудование космического корабля, одежда космонавтов, космическая пища. Второй раздел – мобильный планетарий в виде купола, где размещены проектор с панорамным изображением на 360 °, кресла для посетителей. В планетарии осуществляется «старт» и «космический полет» с показом научно-популярных фильмов. Передвижной вариант выставки будет работать в районных музеях области.
3. Экспонат «ЛОДКА В ЧЕМОДАНЕ»
Северодвинский городской краеведческий музей
Северодвинск

Проект направлен на создание интерактивной сборной модели атомной подводной лодки, где наглядно показана технология строительства АПЛ, применяемая на градообразующем предприятии Северодвинска - ОАО «ПО «Севмаш», а также внутреннее устройство, механизмы, системы вооружения и оборудование помещений корабля.
Базовый элемент модели - «чемодан» (футляр для хранения и транспортировки) с составными блоками отсеков: легкий корпус, задвигающийся в него прочный корпус с внутренним наполнением.
Процесс сборки модели дает популярные представления о многих технических решениях в области конструирования и технологии строительства атомных подводных лодок.
4. Группа экспонатов « ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫЕ И НЕЙРО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНТЕРФЕЙСЫ»
Музей Воронежского государственного университета
Воронеж

В основу проекта положена идея создания линейки интерактивных экспонатов, посвященных современным разработкам в области связи человек-машина. Создана взаимосвязанная группа таких экспонатов: модель танка или самоходного шасси, управляемого взглядом; эмулятор биопротеза; система, реагирующая на закрывание глаз; система для набора текстов с использованием только данных электроэнцефалограммы человека (т.н. «мыслепечатающее» устройство). Подобная линейка экспонатов позволяет сформировать у посетителя музея представление об основных группах перспективных технологий человеко-машинного общения. Каждый экспонат состоит из двух частей: виртуально-интерактивной и реальной, что позволит посетителю реально испытать технологию виртуальной части. Виртуально-интерактивная часть экспоната дает возможность увидеть и понять принципы работы таких устройств, используя различные параметры ввода и обработки сигналов. С использованием имеющегося в комплекте портативного электроэнцефалографа, собранного по спецификации проекта OPEN EEG, можно оценить особенности управления различными устройствами, эмулированными в программной оболочке. Посетитель музея может испытать свои навыки управления реальными устройствами: самоходным шасси, биопротезом, системой, предупреждающей о засыпании, «мыслепечатающим» устройством. Виртуальная часть экспонатов может функционировать и без внешних устройств, что позволит распространять часть экспозиции на безвозмездной основе в школьные музеи и обеспечить возможность доступа к ней через Интернет.
5. Экспонаты «УСТАНОВКИ ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ МЕХАНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ»
Калининская средняя образовательная школа
Республика Хакасия, Аскизский район, село Аскиз

Экспонат «Установка по преобразованию механической работы в электроэнергию» (вариант для школьников средних и старших классов) служит для ознакомления учащихся средних и старших классов с законом сохранения энергии, со способами измерения мощности, иллюстрирует явление преобразования энергии.
Экспонат является мобильным и представляет собой 2 велотренажера, на каждом из которых установлены цифровые показатели мощности и выработанной за сеанс электроэнергии.
6. Экспонат «ВНУТРИ. РАБОТА МОЗГА»
Санкт-Петербургская общественная организация «Техно-Арт-Центр» совместно с Калининградским центром современного искусства

Проект представляет собой интерактивную иллюстрацию работы человеческого мозга с использованием технологии дополненной реальности. Иллюстрация выглядит как совмещение в реальном времени изображения зрителя и трехмерной модели мозга с выделением его зон и участков. Взаимодействуя с экспонатом, человек может получить научные комментарии по любой из выделенных зон.
За счет совмещения изображений достигается эффект отождествления полученных научных знаний с представлениями человека о собственном мозге.
VI КОНКУРС (2011)
В номинации «Модернизация экспозиционной деятельности научно-технических и естественнонаучных музеев»
1. КАК МЫ ПОЗНАЕМ МИР
Иркутская городская общественная организация «Естествознание»
Иркутск

Проект направлен на создание тематической экспозиции в Музее занимательной науки "Экспериментарий". Экспозиция включает интерактивные приборы, посвященные особенностям восприятия человкеком окружающего мира, соответствующие пяти органам чувств. Созданы оптические приборы, демонстрирующие как основные законы оптики, так и необычность зрительных восприятий человеком, а также приборы, демонстрирующие особенности акустического, тактильного и обонятельного восприятия, особенности работы мозга при обработке поступающей в него информации.
2. ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА ПЛАНЕТЫ
Центральный музей почвоведения имени В.В. Докучаева
Санкт-Петербург

Идея проекта – привлечь внимание к проблеме обеспечения продовольственной безопасности нашей планеты с помощью новейших музейно-образовательных средств.

Нас уже 7 миллиардов. Нам всем необходимы - воздух, вода, пища. Альтернативные способы получения продуктов питания с помощью гидропоники и синтеза из нефтепродуктов не получили широкого применения.
Единственным способом, как и тысячелетия назад, остается выращивание на земле. Но количество сельскохозяйственных угодий ограничено и с каждым годом их становится все меньше и меньше... Качество земель и уровень их плодородия падают вследствие прогрессирующей деградации почв.
Как же удовлетворить возрастающую потребность населения в белках, не разрушая экологический баланс Земли? Может быть Спирулина - один из самых древних обитателей земли, обладающая самым высоким уровнем белков, идеально усваиваемых человеком – спасительница человечества?
3. КОСМОС. ТОЧКА ОТСЧЕТА
Муниципальное учреждение культуры г. Самара Музей "Самара космическая"

Проект "Космос. Точка отсчета" - это модернизация постоянной музейной экспозиции. Некогда спонтанно сформированная, сегодня она нуждается в новой структуре. Основой новой экспозиционной логики становится "антропный" принцип. Человек занимает центральное место, став своеобразной точкой отсчета, от которой расходятся смысловые и визуальные "лучи", объединяющие выстроенную вокруг экспозицию.
4. НАРУШАЯ МОРСКОЕ БЕЗМОЛВИЕ
Северодвинский городской краеведческий музей

Экспозиция «Нарушая морское безмолвие» объединяет подлинное оборудование с подводных лодок и интерактивные экспонаты, раскрывает характеристики подводной лодки как корабля особого типа, воплотившего результаты фундаментальных исследований в различных областях науки и техники.
Зал музея предстает в виде главного командного поста АПЛ с перископом, командирским пультом, пультами управления боевыми и техническими средствами.

Экспонаты «Переменная плавучесть», «Глаза и уши», «Залп!», моделирующие основные пульты управления, дают представления об особых мореходных качествах АПЛ, закономерностях распространения звука в водной среде, научном обеспечении подводного старта ракеты.
5. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС. И.П. Павлов в Институте Экспериментальной Медицины
Музей НИИ ЭМ СЗО РАН
Санкт-Петербург

И.П. Павлов – первый русский нобелевский лауреат, учёный с непростой биографией, сотрудник и почётный директор Института Экспериментальной медицины в Петербурге. Проект «Условный рефлекс. И.П. Павлов в Институте экспериментальной медицины» посвящен, в первую очередь, исследованиям академика. Проект состоит из двух элементов: самой экспозиции, рассказывающей об исследованиях И.П. Павлова и архитектурном исследовании территории Института. Архитектурный макет, созданный в результате этого исследования, необходим музею в качестве связующего звена между основной (посвящённой, в основном, истории института) и новой экспозициями.
В номинации «Создание интерактивных экспонатов, популяризирующих науку»
1. ТРИАЛОГ
Уральский филиал Государственного центра современного искусства
Екатеринбург

В основе инсталляции «Триалог» лежат три роботизированных шара. Их движение подчиняется простейшим законам, которые могут менять зрители. Траектории движения шаров демонстрируют проявление детерминированного хаоса - одного из важнейших принципов современного естествознания, а также иллюстрируют известную астрономическую задачу трёх тел. Шары работают не только в экспозиционном пространстве, но также на снегу, где они оставляют наглядные следы своих траекторий.
Инсталляция состоит из роботизированных шаров, интерактивной онлайн терминал системой, видео стенда с фильмами о детерминированном хаосе, этапами создания шаров и их движения в снежном поле.
2. ПОВЕЛИТЕЛЬ СТИХИИ
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводск

Идея проекта заключается в создании интерактивной обучающей экспозиции – игры, состоящей из нескольких экспонатов, в основе которых вода, привычная и, на первый взгляд, понятная, и вместе с тем, обладающая рядом необъяснимых свойств. Экспонаты демонстрируют явления, происходящие с различными видами жидкостей, их взаимодействие с различными субстанциями и материями, а так же проявление их собственных свойств. Таким образом, экспозиция не только представляет конкретные научно-популярные экспонаты, но и предстает перед зрителем как сложносоставная система, задействующая различные каналы восприятия. В действие система приводится зрителем (участником). Включение экспонатов происходит посредством игры. Игровое поле - один из экспонатов (оптический стол), игроки: любой посетитель с одной строны, вся система экспонатов – с другой. Задача игрока распределить стеклянные фигуры, наполненные жидкостью, таким образом, чтобы луч лазера преломился при прохождении через оптический элемент и попал на фотоэлеметы, которые приводят в действие экспонаты.
3. ВОЛШЕБНЫЙ АРМРЕСЛИНГ
Музей естественной истории Татарстана
Казань

Игровой экспонат «Волшебный армреслинг» позволит посетителю получить неожиданный результат соотношения его мускульной силы с различными аспектами и формами окружающего мира:
- с представителями живой природы,
- с количеством потраченной энергии в различных формах и единицах измерения: лошадиные силы, зажженные лампочки, количество сдвинутого веса, объем съеденного сельдерея и т.д.
- с возникающими перед посетителем эмоционально окрашенными художественными образами.
Основная задача экспоната - дать представление о многогранности и многозначности каждого явления в процессе познания мира человеком.
4. Группа экспонатов музея занимательной науки "ЭКСПЕРИМЕНТУС"
Музей занимательной науки "Экспериментус"
Челябинск

Лестница Иакова, Геронов фонтан, Торнадо, Цифровой микроскоп, Генератор Ван де Графа, Передача звука параболическими антеннами, Тепловизор
5. ОТКРЫТИЕ ВЫСТРЕЛА
Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник

Ученые называют несколько величайших открытий человечества: огонь, колесо, письменность, бумага и порох. Проект «Открытие выстрела» посвящен последнему из них. В рамках проекта создана мультимедийная инсталляция, рассказывающая об истории огнестрельного оружия, о механизме выстрела, физических процессах его сопровождающих, о том, что же такое выстрел «изнутри».

Создан ролик, демонстрирующий невидимый в обычных условиях процесс выстрела из различных видов огнестрельного оружия от момента вхождения пороха в обиход до сегодняшних дней.
Стажировка «Научно-популярные музейные программы для школьников»
С 12 по 18 мая 2012 года Фонд некоммерческих программ "Династия" совместно с Центром науки "Коперник" организовал стажировку "Научно-популярные музейные программы для школьников" в Варшаве. 11 руководителей музеев из небольших городов России получили возможность перенять опыт одного из лучших в Европе культурно-просветительских центров.

Центр науки «Коперник» открылся в Варшаве в ноябре 2010 года и является крупнейшим центром популяризации науки в Восточной Европе.
Центр занимает площадь 20 000 квадратных метров, на которой разместились основная образовательная экспозиция, демонстрирующая на разнообразных интерактивных экспонатах законы физики, химии, биологии, несколько галерей со специальными научно-популярными проектами, планетарий, учебные лаборатории, конференц-залы и многое другое.
Организаторы Центра внимательно изучили международный опыт создания центров науки, усовершенствовали его и реализовали один из лучших на сегодняшний день проектов в этой области.

В программе стажировки - новые формы работы с аудиторией, разработка интерактивных экспонатов - от идеи до ввода в эксплуатацию, сервиса и ремонтных работ, структура научного центра, его финансовая, программная и информационная политика. Участники получили возможность изучить экспозицию Центра науки «Коперник», посетить его лаборатории и мастерские, побывать на одном из крупнейших фестивалей науки, который Центр проводит на улицах Варшавы, встретиться с инженерами, дизайнерами, научными сотрудниками, менеджерами. Специалисты центра от первого лица, в формате открытого и живого общения, рассказали о своей работе.

Стажировка позволила взглянуть изнутри на механизм работы большой некоммерческой структуры, где каждый человек занят воплощением просветительской миссии, и увидеть впечатляющие плоды этой работы.

Участники стажировки:
Артюхова Ирина Викторовна. Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г. Когалым, Муниципальное бюджетное учреждение «Музейно-выставочный центр»
Литвинцев Александр Юрьевич. г. Нерчинск, муниципальное учреждение культуры «Нерчинский краеведческий музей»
Шейкин Андрей Анатольевич. г. Петрозаводск, АНО «Музей промышленной истории Петрозаводска»
Ратникова Оксана Павловна. Удмуртская республика, город Сарапул, МБУК «Музей истории и культуры Среднего Прикамья»
Сашнина Ольга Владимировна. Амурская область, г. Благовещенск, Палеонтологический музей Амурского научного центра ДВО РАН
Коневских Лариса Альбертовна. г. Троицк Московской области, музей «Физическая кунсткамера» Дома ученых ТНЦ РАН
Бакланова Ольга Викторовна. город Углич, Информационный центр – Музей Гидроэнергетики
Казьмин Евгений Борисович. Железногорск , Красноярского края, Музей горно-химического комбината
Бушмакин Сергей Михайлович. город Слободской Кировской области, Муниципальное казенное учреждение культуры «Слободской музейно-выставочный центр»
Ланцова Людмила Владимировна. г. Стрежевой, Томская область, Муниципальное учреждение «Историко-краеведческий музей»
Ивлиева Марина Владимировна. г. Димитровград Ульяновской области, МУК «Димитровградский краеведческий музей»
VII КОНКУРС (2012)
В номинации «Модернизация экспозиционной деятельности научно-технических и естественнонаучных музеев»
1. Проект «Музейная светотехническая лаборатория»
Музей "Огни Москвы"
Москва

В рамках проекта в 4-м экспозиционном зале музея "Огни Москвы" создана "Музейная светотехническая лаборатория". Светотехника - это техническая отрасль, включающая множество направлений: изобретателями создано много разнообразных источников света (в том числе весьма необычных); светом можно рисовать, создавать шоу, видоизменять облик ночного города. В музейной светотехнической лаборатории посетители могут через участие в эксперименте познакомиться с различными источниками света и их техническими характеристиками (сила света, освещённость, цветовая температура и т.д.). Для школьников здесь проводятся интерактивные занятия по светотехнике, что помогает им увидеть широкую сферу практического применения знаний из математики, физики, информатики, а также гуманитарных дисциплин. Во многих экспериментах дети принимают непосредственное участие, что помогает им изучить материал школьной программы на качественно новом уровне.
2. Проект «Волшебная радуга минералов»
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», Музей естественной истории Татарстана
Казань

Основная цель проекта - объяснить процессы люминесценции в природе на примере минералов и горных пород в доступной интерактивной форме.
На экспозиции "Волшебная радуга минералов" посетители могут наблюдать процессы люминесценции в свете ультрафиолетовой лампы и узнать о природе трансформации ультрафиолетового света при попадании его на определенный минерал или горную породу.
3. Проект «Этажи жизни»
Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова
Хабаровск

В основе проекта - учение В.И. Вернадского о живом веществе и биосфере. Проект ставит перед собой цель отразить многообразие форм жизни, взаимосвязь адаптации и организации живых существ, показать природу как объект исследования и дать представление о методологии научного познания. Уникальность экспозиции - в использовании современных научных исследований в области энтомологии и применении местного материала, учитывающего особенности природы края.
4. Проект «Человек в цифрах»
Автономная некоммерческая организация развития и поддержки «Содружества детских интерактивных музеев»
Санкт-Петербург

Идея проекта - наглядно продемонстрировать человека как измеряемый объект. Человеческое тело, процесс его жизнедеятельности, уникальность каждого в отдельности и положение его в сообществе – могут быть измерены и оценены по многим параметрам.
Отличительное свойство экспозиции — ее интерактивность. Посетитель может иметь визуальный и тактильный контакт с каждым экспонатом, получая возможность провести свой личный эксперимент – измерить характеристики и параметры собственного тела, изучить, как работает его организм или даже выяснить, какое положение он занимает в обществе.
5. Проект «Образ мозга»
Нижегородский центр поддержки и развития музеев
Нижний Новгород

Проект "Образ мозга" - музейная экспозиция, посвященная новейшим нейроисследованиям, проводимым в Нижнем Новгороде, а также историческому обзору мирового опыта изучения высшей нервной деятельности и мозга, и кроме того, футурологическим прогнозам на эту увлекательную тему.
Музейная экспозиция становится "образом" реальной научной лаборатории нейробиологии и нелинейной динамики - научная проблематика и достижения ученых в популярной форме отражены в экспонатах и медийных продуктах, в выставочном зале организуются лекции и встречи с ведущими учеными.
Экспозиция привлекает внимание публики к состоянию современной нейрофизики, подчеркивает гуманитарную ценность естествознания, обрисовывает основные этапы и достижения нейронаук. Она демонстрирует взрослым и юным посетителям, какие амбициозные и увлекательные задачи стоят перед человечеством в изучении самой сложной из известных систем во вселенной - интеллекта.
В номинации «Создание интерактивных экспонатов, популяризирующих науку»
1. Проект «Дерево в городе»
Тольяттинский краеведческий музей
Тольятти

Интерактивное дерево с экранами-листьями: экспонат рассказывает о жизни дерева в искусственном ландшафте.
2. Чемоданы Иосифа Гамеля
Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта»
Волгоград

Компактная передвижная выставка, показывающая деятельность русского ученого, пропагандиста и систематика научных и индустриальных новинок, проводника промышленной революции в России, историка науки и техники и неутомимого путешественника Иосифа Гамеля. Блоками интерактивной экспозиции стали его дорожные чемоданы, в которых он вез в Россию со всего света новые знания и передовые технологии. Перебирая дорожные вещи, посетители музея знакомятся с историей изобретения фотографии, развитием железных дорог и медийных технологий и многим другим..
3. Проект "Лебедь", "Завеса", "Кора" и другие..."
Северодвинский краеведческий музей
Северодвинск

Новый экспонат "Лебедь", "Завеса, "Кора" и другие.." дополняет собой экспонат "Лодка в чемодане", получивший поддержку в рамках V конкурса "Научный музей в XXI веке".
В прозрачном футляре установлена модель рубки с частью палубы атомной подводной лодки проекта 971 (сборная модель АПЛ "Лодка в чемодане" также представляет этот проект) в масштабе 1:50 с ходовым мостиком, козырьком, обтекателями гидроакустических станций, щитами, решетками, поручнями...
С пульта управления нажатием клавиш запускаются механизмы:
- Отсоединяется аварийно-спасательный буй - первичное средство спасения, позволяющее определить местонахождение аварийной ПЛ, обеспечить ее телефонной связью, а также осуществить подачу на борт ПЛ электричества.
- Выбрасывается и раскрывается спасательный плот (ПСНЛ) - уникальный автоматизированный комплекс, остащенный газодинамической схемой устройства для выпуска.
Включается механизм отсоединения всплывающей спасательной камеры (КСВ) - средства по обеспечению спасения подводников "сухим" способом.
- Срабатывают механизмы открывания и закрывания щитов подъемно-мачтовых устройств; осуществляется подъем и опускание телескопических мачт устройств: средств связи, навигационных комплексов и др. Эти устройства необходимы для ориентировки в пространстве, выявления местоположения корабля и заданных целей. Именно они дали такое необычное название проекту.
4. Мелкоскоп
Музей естественной истории Татарстана музея-заповедника «Казанский Кремль»
Казань

Основная задача экспоната - дать представление о великом разнообразии "невидимого" мира насекомых, их строении, среде обитания.
Благодаря "ручным" переносным витринам-капсулам и большому увеличительному стеклу дети могут разглядеть и сравнить размеры и формы не только различных насекомых, но и других представителей животного мира.
5. Проект «Кто мы?»
Институт археологии и этнографии СО РАН
Новосибирск

Экспонат рассказывает о недавнем открытии новой популяции Homo altaiensis, и новой концепции эволюции, о антропологических исследованиях, их смысле, методике и результатах.
В рамках проекта разработана программа, показывающая весь спектр видового разнообразия человеческого рода от гоминид до современного человека. Она предскавляет данные морфологического анализа, которые дают возможность реконструкции видов физической деятельности, физических возможностей человека.
Посетители знакомятся не только с внешним обликом различных популяций, но и имеют возможность понять, как антропологические исследования дают возможность делать выводы о манипуляторских возможностях, физических нагрузках, а в итоге и о духовном потенциале и техническом интеллекте наших предков.
Отдельный блок посвящен сути генетического анализа: митохондриальная ДНК, ДНК Y хромосом, ядерный геном, которые свидетельствуют о наличии архаичных черт в любом из нас.
6. Проект «Механика хаоса»
Музей промышленной истории Петрозаводска
Петрозаводск

В рамках проекта изготовлены четыре интерактивных экспоната, популяризирующих основные положения теории хаоса: три различных хаотических маятника и колесо Лоренца.
Проект направлен на иллюстрацию сложных теоретических положений простейшими механическим экспонатами. В соответствии с теорией хаоса, даже детерминированные системы могут демонстрировать хаотическое поведение, которое связано в таком случае с их большой чувствительностью к начальным условиям: даже незначительное изменение начальных условий может привести к огромной разнице в состоянии системы с течением времени.
7. Spherulite
Химический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова
Москва

SPHERULITE - интерактивный аудиовизуальный перформанс, цифровое преобразование химического процесса кристаллизации.
Идея проекта заключена в исследовании природа самоорганизации в визуальной и звуковой форме, на примере явления кристаллизации ацетата натрия.
Вебкамера передает изображение кристаллизации, происходящей в девяти стеклянных колбах, на обработку. Компьютер сканирует процесс роста кристаллов и синтезирует звук по заданному алгоритму на основании полученных параметров.
8. Солярис
Химический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова
Москва

Визуализация мозговых процессов человека при помощи нейро-компьютерного интерфейса и цифрового преобразователя, в виде различных рельефов на поверхности магнитной жидкости.
В номинации «Повышение мобильности в сфере научной популяризации и усиление творческих связей между музеями и научными центрами»
1. Праздник "Динозавры существовали"
Сахалинский краевдческий музей
Южно-Сахалинск

Праздник проводился Сахалинским областным краеведческим музеем совместно с Палеонтологическим музеем Амурского научного центра ДВО РАН с 25 по 29 сентября 2013 года.
В эти дни посетителям музея была представлена выставка "Динозавры Приамурья", на которой можно было увидеть оригинальные части скелета динозавров возрастом 65 – 90 млн лет, трехметровую реплику задней конечности динозавра.
Кроме того в рамках праздника проводились интерактивные лекции с презентациями и демонстрацией окаменелых костей, показ мультфильмов; мастер-классы по определению палеонтологических образцов, занятия «Рисуем динозавров», тематические викторины и ещё много интересного и познавательного.
2. 180-летие со дня рождения Д.И. Менделеева и День Химика
Государственный мемориальный музей-заповедник Д. И. Менделеева и А. А. Блока
Московская область

Музей-заповедник пригласил к себе историка науки, профессора Токийского технологического университета Масанори Кадзи, который вот уже более 25 лет занимается научным наследием Дмитрия Ивановича Менделеева. В рамках визита с 11 по 18 мая 2013 года были проведены многочисленные встречи, лекции, круглые столы и занятия со школьниками.
3. Мини-фестиваль занимательной науки "Нескучные опыты"
Нерчинский краеведческий музей
Забайкальский край, г. Нерчинск

С 8 по 10 октября 2013 года в Нерчинском межпоселенческом районном культурно-досуговом центре проводилась выставка интерактивных экспонатов, иллюстрирующих различные физические законы, из собрания Иркутского музея занимательной науки "Экспериментарий". За три для на ней побывали более 600 человек.
4. Фестиваль "Наука и фокусы"
Димитровградский краеведческий музей
г. Димитровград

С 6 по 8 июня 2013 года в Димитровградском краеведческом музее проводился научно-популярный фестиваль с участием интерактивных экспонатов и сотрудников музеев "Самара Космическая" из г. Самары и "Физическая кунсткамера" из г. Троицка. Фестиваль посетили более 1500 жителей города Димитровграда.
Весь июнь в музее работала выставка интерактивных экспонатов из Троицка.
Стажировка «Научно-популярные музейные программы для школьников»
С 14 по 21 июня 2013 года Фонд некоммерческих программ "Династия" совместно с Центром науки "Коперник" организовал стажировку "Научно-популярные музейные программы для школьников" в Варшаве. 11 руководителей музеев из небольших городов России получили возможность перенять опыт одного из лучших в Европе культурно-просветительских центров.

Центр науки «Коперник» открылся в Варшаве в ноябре 2010 года и является крупнейшим центром популяризации науки в Восточной Европе.
Центр занимает площадь 20 000 квадратных метров, на которой разместились основная образовательная экспозиция, демонстрирующая на разнообразных интерактивных экспонатах законы физики, химии, биологии, несколько галерей со специальными научно-популярными проектами, планетарий, учебные лаборатории, конференц-залы и многое другое.
Организаторы Центра внимательно изучили международный опыт создания центров науки, усовершенствовали его и реализовали один из лучших на сегодняшний день проектов в этой области.

В программе стажировки - новые формы работы с аудиторией, разработка интерактивных экспонатов - от идеи до ввода в эксплуатацию, сервиса и ремонтных работ, структура научного центра, его финансовая, программная и информационная политика. Участники получили возможность изучить экспозицию Центра науки «Коперник», посетить его лаборатории и мастерские, побывать на одном из крупнейших фестивалей науки, который Центр проводит на улицах Варшавы, встретиться с инженерами, дизайнерами, научными сотрудниками, менеджерами. Специалисты центра от первого лица, в формате открытого и живого общения, рассказали о своей работе.

Стажировка позволила взглянуть изнутри на механизм работы большой некоммерческой структуры, где каждый человек занят воплощением просветительской миссии, и увидеть впечатляющие плоды этой работы.

Учасники стажировки:
Бисикалова Виктория
. г. Уссурийск Приморского края, заповедник «Уссурийский» ДВО РАН, музей природы Уссурийского заповедника
Верещагин Сергей
. г. Чита, Музей истории народного образования Забайкалья
Ивачева Надежда
. Вологодская область, г. Великий Устюг, Бюджетное учреждение культуры Вологодской области «Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
Пихновская Анжелика
. г. Колпашево Томской области, Колпашевский краеведческий музей – филиал Томского областного краеведческого музея
Фатхитдинова Яна
. Республика Башкортостан, г. Салават, Салаватский историко-краеведческий музей (МБУ К и И «Наследие»)
Фирсова Евгения
. г. Южно-Сахалинск, Государсвтенное бюджетное учреждение культуры «Сахалинский областной краеведческий музей»
Ягельская Елена
. г. Грайворон Белгородской области, Муниципальное казённое учреждение культуры «Грайворонский районный краеведческий музей»
Цветкова Анастасия

Карпова Любовь. г. Северодвинск, Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Северодвинский городской краеведческий музей»
VIII КОНКУРС (2013)
В номинации «Модернизация экспозиционной деятельности научно-технических и естественнонаучных музеев»
1. Проект «Живая молекула»
Нижегородский центр поддержки и развития музеев
Нижний Новгород

Музейная экспозиция, посвящённая новейшим отечественным физико-генетическим исследованиям, связанным с изменением структуры ДНК и возможностями, открывающимися при этом для медицинских применений. Конкретнее, речь идёт о работах по «распутыванию» узлов ДНК путём нагрева и «обработки» пептидами, а также о мониторинге этого «распутывания» с помощью комбинационного рассеяния света на макромолекуле.
Музейная экспозиция «ЖИВАЯ МОЛЕКУЛА» - это аллюзия на реальную генетическую лабораторию. При этом, учитывая значительную сложность затрагиваемой тематики, усилия создателей экспозиции направлены на поиск визуальных метафор для излагаемого материала. Морские узлы и клубки ниток, семафорный телеграф и тайные шифры – всё идёт в ход, чтобы объяснить удивительные превращения «молекулы жизни».
Экспозиция демонстрирует музейным посетителям, какие увлекательные и перспективные задачи стоят перед человечеством, получившим возможность манипуляции с геном – мельчайшей структурной и функциональной единицей наследственности живых организмов.
2. Проект «Звучащая бронза»
Слободской музейно-выставочный центр
город Слободской Кировской области

Слободской – один из исторических центров колокольного литья. Уникальность слободских изделий определяет чистота звучания и декоративность. Техника колокольного дела всегда оставалась сложной, требующей большого мастерства и знаний. В Вятском государственном университете проведено металлографическое исследование образцов колокольного литья из коллекции музея, спектральный и химический анализ.
Сотрудники музея модернизировали существующую экспозицию о колоколах, сделали ее интерактивной, «звучащей»; в популярной форме представили как секреты старых мастеров, так и научные достижения металловедов сегодняшнего дня.
3. Проект «Модернизация экпозиции "Растительность Земного шара"»
Ботанический институт им. В.Л. Комарова Российской академии наук
Санкт-Петербург

Экспозиция «Растительность Земного шара» демонстрирует основные закономерности распространения растений и распределения растительных сообществ по поверхности нашей планеты. В ней также широко представлены съедобные и технические растения, используемые человеком. Основой экспозиции являются подлинные образцы из научных фондов Ботанического музея: дендрологической, карпологической коллекций и коллекции по экономической ботанике.
4. Проект «Музей науки ПетрГУ «Элемент»»
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводск

Интерактивная экспозиция, которая включает не только экспонаты, но и медиа-ресурсы, позволяющие проводить временные выставки и учебные занятия для популяризации науки и способствованию дополнительному образованию детей и взрослых в городе Петрозаводске.
Единое музейное пространство включает в себя:
а) лекционный зал для проведения наглядных занятий в формате «театра занимательной науки»;
б) возможность трансляции медиа-материалов на настенных и потолочных панелях;
в) зал с постоянной экспозицией и пространством для временных выставок.
В номинации «Создание интерактивных экспонатов, популяризирующих науку»
1. Проект «Научно достоверная модель аденовируса человека – масштабная модель из полимеров»
Государственный Дарвиновский музей
Москва

Интерактивное дерево с экранами-листьями: экспонат рассказывает о жизни дерева в искусственном ландшафте.
2. Интерактивный образовательный экспонат "Тоска доступа"
Балтийский филиал Государственного центра современного искусства
Калининград

Интерактивный образовательный экспонат, связывающий воедино средневековые оптические технологии с технологиями дополненной реальности (AR). В основе проекта лежит принцип "анаморфозов" периода Раннего Возрождения – математически выверенных изображений, которые в результате оптического эффекта складываются в легко прочитываемый образ. Центральная конструкция, отпечатанная по принципу анаморфоза на 3D-принтере, отражается в зеркальном цилиндре в форме башни Татлина. Вглядываясь в этот макет через мобильное устройство, зрители погружаются в анимированную реальность 1920-х годов, дополненную знаменитым памятником грядущему всемирному сообществу. Во все времена процесс передачи информации подразумевал идею изменчивости окружающего мира (времени и пространства) и, соответственно, управлял возможностью его дальнейшего преображения.
3. Проект "Ракета - это просто"
МВЦ "Самара Космическая"
Самара

Лайтбокс – панно большого размера (3 х 1.5метра) с изображением ракеты в разрезе, и карты России. На изображении ракеты выделены все важные составляющие детали посредством интерактивной подсветки. К панно прилагается длинная тумба, с управляющими этой подсветкой кнопками. Рядом с каждой кнопкой, включающей определенную зону или деталь ракеты, краткая подсказка – что это за деталь. Более подробную справку дает экскурсовод или аудиогид (на выбор посетителя, или в зависимости от того, индивидуальное это изучение или групповое посещение).
На занятиях с детской аудиторией демонстрационная модель «разборной ракеты» сопровождает рассказ о конструкции простейшей ракеты, принципе взлёта ракеты, отделения ступеней при выводе на орбиту, технологии сборки и истории…
Книга «Ракета - это просто» - это наглядное пособие, в популярной форме (на основе простейших аналогов) раскрывающее тему. Главная мысль книги: «ракета гораздо проще, чем самолёт, автомобиль и др. объекты, встречающиеся в нашей повседневной жизни…».
4. Мини-интерактив
Музей промышленной истории Петрозаводска
Петрозаводск

Девять мобильных интерактивных мини-экспонатов, демонстрирующих различные законы физики.
Магнитные поля, Гироскоп, Сдвоенные маятники, Картезианский ныряльщик, Парящие магниты, Мыльная пленка, Электростатика, Бесконечные отражения, Прыжок из воды.
5. Проект «Включить фонари!»
Музей "Огни Москвы"
Москва

Интерактивный экспозиционный комплекс Централизованная система управления наружным освещением Москвы создан на основе ряда уникальных технических экспонатов, уже представленных в существующей экспозиции музея «Огни Москвы».
Новация заключается в придании экспозиции принципиально новых свойств, что помогает продемонстрировать, как работают сложные системы коммуникаций и телемеханики в системе наружного освещения городов.
Экспонаты «центральный диспетчерский пульт» и «районный диспетчерский пульт», разработанные в 1938-1941 годах под руководством Б.И. Шубина, отреставрированы и объединены между собой посредством специально созданной современной системы сбора и контроля информации, которая, в свою очередь, подключена к компьютеру для организации взаимосвязи с остальным экспозиционным пространством и объектами: светильниками и прожекторами, витриной с действующим макетом исполнительного пункта, шкафом релейной автоматики и телемеханики, видеопроектором, стилизованным телевизионным приёмником с выводом «чёрно-белого» изображения, акустическими системами, предназначенными для озвучивания видеофрагментов.
Также для посетителей восстановлена прямая телефонная связь между центральным и районным диспетчерскими пультами.
6. Проект «Физика на улице»
Дом ученых Троицкого научного центра Российской академии наук
Троицк, Московская область

Пять интерактивных физических экспонатов, которые можно использовать прямо под открытым небом, даже при отсутствии электричества и специально оборудованных помещений. В качестве источника энергии в этих экспонатах используются солнце, вода и воздух – естественные природные стихии.Солнцемобиль, зеркальный кипятильник, волшебный фонтан Герона, гидравлический таран, Мёбиус-ветрогенератор.
В номинации «Повышение мобильности в сфере научной популяризации и усиление творческих связей между музеями и научными центрами»
1. Фестиваль науки в Сарапуле «Из чума в космос»
МБУК «Музей истории и культуры Среднего Прикамья»
Сарапул

Научно-популярный фестиваль 6-8 июня 2014 года в городе Сарапуле Удмуртской республики.
В рамках фестиваля была организована выставка «Из чума в космос» на базе МБУК «Музей истории и культуры Среднего Прикамья». На выставке представлены интерактивные экспонаты, популяризирующие науку из МБУ «Музейно-выставочный центр» (г. Когалым, Ханты-Мансийский АО). Директор МВЦ Артюхова И.В. и сотрудники центра представили жителям Сарапула Научно-технический интерактивный проект «ИЗОБРЕТАРИУМ!».
Дополнили выставку представители МВЦ «Самара космическая», которые прочитали цикл увлекательных бесед об особенностях быта космонавтов с презентациями.
За три дня выставку посетило около 600 человек.
2. Фестиваль для школьников и учащейся молодежи "Виват, Наука!"
Тамбовский областной краеведческий музей
Тамбов

Фестиваль популярной науки проходил в Тамбове в течение 3-х дней 22-24 апреля 2014 г.
На праздник были приглашены популяризаторы из Москвы - компания "Сумасшедшая наука" для проведения программ "Клуба научных приключений" - «Минераломания», «Динозавры», «Тайна зеленого листа», «Вода и океан».
Дети впервые увидели научное шоу, сами стали участниками захватывающих опытов и увлекательных экспериментов, иллюстрирующих законы нашего удивительного мира.
3. Фестиваль науки «Заповедными тропами»
Сахалинский областной краеведческий музей
Южно-Сахалинск

В течение пяти дней Фестиваля, с 16 по 20 сентября, для жителей и гостей островного региона сотрудниками Заповедника «Уссурийский» ДВО РАН были проведены семенар на тему «Современное экологическое образование, просвещение и воспитание: проблемы, опыт, перспективы» для музейных работников и сотрудников зоопарка. Присутствующие познакомились с опытом работы отдела экологического просвещения Уссурийского заповедника, с особенностями обучающих интерактивных научных мероприятий для взрослых и детей.
В рамках проводимого фестиваля все желающие познакомились с передвижной выставкой «Уссурийский заповедник глазами ученого», посмотрели видеофильмы: «Тайны Уссурийского заповедника», «Ханкайский заповедник», «Лазовский заповедник», заповедник «Кедровая падь».
Наибольшей популярностью среди школьников пользовались интерактивные экологические программы, которые познакомили детей с биоразнообразием Уссурийского заповедника. Юные посетители побывали в роли энтомологов и экологов, приняли участие в практических занятиях «Нефть и море», «Камбала», «Юный следопыт» и др.
На интерактивных занятиях дети узнали, что происходит при разливе нефти, какие есть способы очистки воды от загрязнений и как помочь попавшим в экологическую катастрофу птицам и животным; познакомились со стадиями развития камбалы от состояния икринки до взрослой особи.
Итоговым мероприятием Фестиваля стала «Экологическая биржа». Школьники активно приняли участие в игре. Отвечая на вопросы по животному и растительному миру Дальнего Востока, они зарабатывали «уссурики» — виртуальные деньги, на которые смогли приобрести сладкие и памятные призы.
Передвижная выставка «Уссурийский заповедник глазами ученого» продолжила свою работу до 30 сентября 2014 года.
Участниками фестиваля стало 1179 человек.
Стажировка «Научно-популярные музейные программы для школьников»
С 20 по 30 мая 2014 года Фонд некоммерческих программ "Династия" совместно с Центром науки "Коперник" организовал стажировку "Научно-популярные музейные программы для школьников" в Варшаве. 11 руководителей музеев из различных городов России получили возможность перенять опыт одного из лучших в Европе культурно-просветительских центров.

Центр науки «Коперник» открылся в Варшаве в ноябре 2010 года и является крупнейшим центром популяризации науки в Восточной Европе.
Центр занимает площадь 20 000 квадратных метров, на которой разместились основная образовательная экспозиция, демонстрирующая на разнообразных интерактивных экспонатах законы физики, химии, биологии, несколько галерей со специальными научно-популярными проектами, планетарий, учебные лаборатории, конференц-залы и многое другое.
Организаторы Центра внимательно изучили международный опыт создания центров науки, усовершенствовали его и реализовали один из лучших на сегодняшний день проектов в этой области.

В программе стажировки - новые формы работы с аудиторией, разработка интерактивных экспонатов - от идеи до ввода в эксплуатацию, сервиса и ремонтных работ, структура научного центра, его финансовая, программная и информационная политика. Участники получили возможность изучить экспозицию Центра науки «Коперник», посетить его лаборатории и мастерские, побывать на одном из крупнейших фестивалей науки, который Центр проводит на улицах Варшавы, встретиться с инженерами, дизайнерами, научными сотрудниками, менеджерами. Специалисты центра от первого лица, в формате открытого и живого общения, рассказали о своей работе.

Стажировка позволила взглянуть изнутри на механизм работы большой некоммерческой структуры, где каждый человек занят воплощением просветительской миссии, и увидеть впечатляющие плоды этой работы.

Участники стажировки:
Березовская Светлана Владимировна
. Музей г.Северска, Томская область
Борисова Нина Александровна
. Центральный музей связи имени А.С.Попова, г.Санкт-Петербург
Дробышева Елена Владимировна
. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, г.Вологда
Кириллов Сергей Николаевич
. ГБОУ ДТДиМ «Интеллект», Театр Занимательной Науки, г.Москва
Кондрашова Лилия Геннадьевна
. Музей Института биологии моря им. А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения Российской Академии наук, г.Владивосток
Ланкова Наталья Михайловна
. Тольяттинский краеведческий музей, г.Тольятти
Парамонов Артем Васильевич
. Музей науки ПетрГУ, г.Петрозаводск
Ставцев Евгений Михайлович
. Историко-технический музей «Дом Черепановых» (филиал Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»), г.Нижний Тагил
Чигалейчик Елена Дмитриевна
. Центральный музей почвоведения им.В.В. Докучаева, г.Санкт-Петербург
Булыгин Игорь Викторович. Музей занимательной науки "Экспериментарий", г. Иркутск