Агентство 21
Научно-популярный фестиваль

Science Art Fest

art&science/ наука и искусство/ современное искусство/выставка/фестиваль
Фестиваль был проведен в Москве с 16 по 29 марта 2009 года по заказу Фонда некоммерческих программ "Династия". Главным событием фестиваля стала первая в России выставка science-art "Наука как предчувствие"/Science as Suspense. Для участия в фестивале были приглашены ученые и художники, получившие мировое признание, что позволило показать науку как важнейшую часть мировой культуры.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
УЧАСТНИКИ
ВИДЕО
Стеларк (Австралия)
ПРОТЕЗИРОВАННАЯ ГОЛОВА


В разработке с 2002 г.
Интерактивная инсталляция: интеллектуальный диалоговый агент, аудио-визуальная проекция, собственность автора.
©2002-09 3D-изображение: Барретт Фокс

«Протезированная Голова» – материализованный диалоговый агент (МДА), который вступает в общение с посетителем выставки. Пятиметровое изображение Головы художника проецируется на большой экран в затемненном пространстве светового бокса, представляющим собой «ментальное» пространство проекта. Когда система датчиков регистрирует человеческое присутствие, «Протезированная Голова» поворачивается, открывает глаза и начинает беседу. Инструментом коммуникации здесь выступает клавиатурный интерфейс, а вопросы пользователей отображаются в текстовом поле под пятиметровой проекцией. Таким образом посетители вступают в диалог с самообучающимся чат-ботом, напоминающем голову художника. Огромные размеры «собеседника» усиливают эффект присутствия. При этом программа, преобразующая текст в речь, в привязке к геометрии и анимации 3D-модели, производит синхронизацию губ в реальном времени и выдает озвученный ответ. Эффективность и привлекательность МДА заключается в том, что он достаточно убедителен в общении с пользователем.
Протезированная Голова, таким образом, представляет собой диалоговую систему, которая при общении с человеком может производить интересный, логичный и порой непредсказуемый взаимообмен мыслями и мнениями, слагать своего рода стихи и даже напевать. Проект постоянно совершенствуется в направлении убедительности процесса общения и индивидуализации подхода к каждому собеседнику. Расширение базы данных, совершенствование интеллектуального потенциала бота, усиление обратной связи с реальным миром – приближает эксперимент к той точке, когда художник уже не сможет в полной мере отвечать за все, что говорит его Голова. При этом Стеларк выступает против метафизического представления о том, что сознание – это отделимое от тела понятие.

Информация о проекте:
Идея, реализация: Стеларк. Базовое программирование: Карен Марчелло, Сэм Тричин, Баррет Фокс.
Обновление: Мартин Люрсен, Трент Льюис совместно с проф. Дэвид Пауэрс, Flinders University. Проект «От Говорящей Головы к Думающей Голове»: (ARC/NH&MRC Thinking Systems). Руководитель: Проф. Дэнис Бэрнхэм, MARCS Labs, Университет Западного Сиднея. Впервые проект был представлен на международной выставке «Новые Территории», Глазго, 2003 г.
WEB SITE: www.stelarc.va.com.au

Билл Ворн / Эмма Хоулс / Джонатан Вильнев (Канада)
ГРАЦИОЗНЫЕ МАШИНЫ


2007 г.
Видеодокументация проекта, 8'05", на англ. яз., рус. субтитры, цв., DVD, 2008 г.
© 2007 Фото: Билл Ворн

«Грациозные машины» – это перформанс в жанре робототехнического искусства. В названии произведения отражена идея о виртуальной грации, которой можно наделить роботов и другие конечные автоматы. В ходе проекта устанавливается тесный контакт между живым телом человека и «телом» машины. Авторы пытаются выявить внутреннее состояние одного и другого, показать, как они сплетаются и преломляются друг в друге, утрачивая свою обособленность и преображаясь в этом проникновенном диалоге органического с рукотворным.
В этом 27-минутном сценическом перформансе участвуют один человек и одна робоустановка. Они сообщаются через систему захвата движения класса high-end, биосенсоры и интерфейсы. Приборы фиксируют движения человеческого тела, отслеживают его внутреннее состояние и переносят эту информацию в «тело» робота, устанавливая таким образом динамические и симбиотические отношения между исполнителями. В результате они становятся единым целым – организмом из плоти, костей, проводов и трубок. Робомашина, имеющая немиметическую, абстрактную форму и состоящая из подвижных секций наподобие платформ авиасимулятора, способна выполнять достаточно сложные движения. Иногда она реагирует на движения человека, иногда действует по своему усмотрению, принуждая его к ответной реакции. Вовлеченный в импровизированный танец зритель начинает сопереживать персонажу, который суть не более чем управляемая металлическая конструкция, в то время как симуляционный характер происходящего подчеркивается противостоянием индивидуальностей исполнителя и машины, отменой привычного способа межчеловеческого общения.
Динамическое, «партнерское» взаимодействие живого с неживым обращено к дихотомическим оппозициям: «сознание – тело», «я – другой», «реальное – воображаемое». Авторы проекта рассматривают кинестезию не только как внутренний механизм, но и как возможную проявленность вовне, реализованную через роботизированное расширение тела.

Информация о проекте:
«Грациозные машины» – совместный проект Билла Ворна, Эммы Хоулс и Джонатана Вильнева (Канада). Робототехника: Билл Ворн. Перформер: Эмма Хоулс. Программирование: Джонатан Вильнев. Проект осуществлен при поддержке The Canada Council for the Arts, Le Conseil des arts et des lettres du Quebec, Hexagram, the Institute for Research / Creation in Media Art and Technology.
WEB SITE: www.billvorn.com

Кен Ринальдо (США)
БОТЫ-ПАПАРАЦЦИ


2009 г.
Интерактивная инсталляция: робототехническое моделирование, программирование, собственность автора.
© 2009 Кен Ринальдо

Зритель попадает в павильон, где в постоянном движении находится несколько роботов. «Увидев» очередного посетителя, они совершают свой выбор – фотографировать его, или нет. Оборудованные камерами слежения, сенсорами и приводными механизмами, роботы перемещаются на специальных платформах со скоростью пешехода, огибая препятствия и используя ультразвуковые датчики, чтобы приблизиться к человеку.
Основываясь на ряде собственных критериев, каждый робот принимает решение, кого из посетителей выставки сфотографировать, а кого не заметить. «Вычислив» таким образом зрителя или группу посетителей, боты-папарацци с помощью ультразвуковых датчиков и сервомоторов автоматически настраивают свои камеры по высоте, располагая их на уровне головы своего визави. В этот момент роботы останавливаются и производят серию блиц-вспышек. Их выбор непредсказуем, не мотивирован какими-либо «человеческими» соображениями и «обжалованию не подлежит». На все – воля робота-папарацци. Изображения тех, кому «повезло» вызвать расположение умных фото-машин, через несколько секунд будут, посредством Интернета, доступны миллионам пользователей Сети. Социальная подоплека проекта, напоминающего развлекательный аттракцион, лежит в гламурно-бытовой области, и направлена на выявление и травестию напряжения, которое возникает между обывателем и СМИ. За несколько минут посетитель выставки переживает «мучительную» драму, чувствуя на себе всю абсурдность и непредсказуемость работы Машины славы, которая слепа как Фемида, но слова «справедливость» не слышала никогда.
Роботы обыгрывают маниакальный интерес поп-культуры к персонажам «светской хроники», показывая, что этот вид идолопоклонства основан на нашем влечении к своему собственному изображению. В конце концов, сами роботы тоже получают известность за счет своей приближенности к «знаменитым» посетителям выставки, снятым «ботами-папарацци».

Информация о проекте:
Идея, исполнение программирование: Кен Ринальдо. Ассистент: Эмми Янгс. Проект осуществлен при поддержке Фонда некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия» (Москва). Премьерный показ проекта осуществлен в рамках международной выставки «Наука как предчувствие» (куратор Дмитрий Булатов, ЦСИ «Винзавод», Москва, 2009 г.)
WEB SITE: www.paparazzibot.com

Эрвин Дриссенс / Мария Ферстаппен (Нидерланды)
САЛОН БЛАЖЕНСТВА


2002 г.
Видеодокументация проекта, 8'29", на англ. яз., рус. субтитры, цв., DVD, 2008 г.
© 2002-08 Фото: Эрвин Дриссенс и Мария Ферстаппен

Разнообразие и непредсказуемость движений рук, внимание вашего партнера – вот основные факторы получения приятных ощущений от поглаживаний. Такой опыт возникает только при определенном стечении обстоятельств, для него необходимо особого рода вдохновение. Но ласкающая рука со временем устает; мотивация – исчезает. Вот почему так интересно исследовать возможности искусственного создания этих приятных ощущений.
«Салон блаженства» – это интимная робо-инсталляция, созданная по принципу оказания «автоматизированных» услуг. Клиент раздевается, ложится на кровать и включает ласкательно-массажный сеанс. Мягкая кисточка робота подвешена над кроватью, на четырех нитях. Она приводится в движение пошаговыми двигателями с компьютерным управлением, которые натягивают и отпускают нити. Когда кисточка касается тела, натяжение нитей слабеет. Датчики регистрируют это провисание и добавляют координаты точки контакта кисточки и тела к виртуальной карте. Робот продолжает движение с учетом ранее полученной информации. Он деликатно касается кисточкой кожи и, по ходу сеанса, формирует все более детальную трехмерную модель тела. Этот самообучающийся робот действует умно, тонко и непрямолинейно.
Но «Салона блаженства» – не развлекательный аттракцион. Его интеллектуальная составляющая – в той иронии, с которой он дает понять, какие перспективы для различных технологических приложений таит в себе вторгающееся в нашу жизнь, но все еще неясное кибернетическое будущее. При всей своей видимой функциональности, это произведение несерьезно и экстравагантно: интимность без сопереживания, недремлющая нежность по требованию.

Информация о проекте:
Идея, реализация: Эрвин Дриссенс, Мария Ферстаппен. Награды: Международный конкурс LIFE 5.0, Первый приз, Фонд «Telefonica» (Мадрид, Испания). Проект осуществлен при поддержке: The Netherlands Foundation for Fine Arts, Design and Architecture
WEB SITE: www.xs4all.nl/~notnot

Криста Зоммерер / Лоран Миньоно (Австрия)
ФОТОТРОПИЯ


1995 г.
Интерактивная инсталляция.
Авторское программирование, сенсоры, аудио-визуальная проекция, карманные фонари, собственность авторов.
© 1995-2009 Фото: Криста Зоммерер и Лоран Миньоно

Возможность управлять жизнью, чувствовать себя творцом и регулировать эволюционные процессы предоставляют посетителю выставки австрийские художники Криста Зоммерер и Лоран Миньоно. Свет, направляемый зрителем на интерактивный экран, пробуждает к жизни колонию насекомых. Следуя за реальными световыми импульсами (вспышками обыкновенного карманного фонарика), виртуальные существа стремятся к выживанию и размножению. Поведение искусственных созданий и их способность летать обусловлены генетическим кодом. Эта информация определяет внешний вид существа, форму его тела и крыльев. Виртуальные насекомые могут размножаться, если получают достаточно энергии от света фонарика. «Генетическая информация» организма, с небольшими изменениями, передается от родителей потомству, способствуя появлению новых виртуальных созданий. От того, как ведет себя фонарик в руках участника эксперимента – зависит жизнь, смерть и развитие целого вида искусственных существ.
Интенсивность света измеряют четыре светодетектора, расположенные по углам проекционного экрана. Информация о траектории и интенсивности луча передается виртуальным созданиям, которые, в свою очередь, изменяют свое поведение в зависимости от полученных данных. Инсталляция интуитивно понятна и проста в использовании – ведь включить фонарик и направить свет на экран может любой. «Пообщавшись» с системой какое-то время, зрители достигают больших успехов в создании новых существ, научаются с помощью фонарика «кормить» искусственных созданий и давать жизнь новым особям; они также узнают, что своими действиями могут и убить виртуальных существ. Таким образом, пользователи становятся ответственными за искусственных насекомых, давая жизнь или отнимая ее. Ощутить хрупкость сложного механизма эволюции, ощутить ответственность за последствия своих действий – этого добиваются от зрителей художники.

Информация о проекте:
Идея, реализация: Криста Зоммерер, Лоран Миньоно. Проект неоднократно экспонировался в различных странах мира, в т.ч. в Millenium Dome (Лондон). Находится в постоянной коллекции Shiroishi Multimedia Art Center (Широши, Япония).
WEB SITE: www.interface.ufg.ac.at/christa-laurent

Поль Граньон (ФРАНЦИЯ)
РОБОТАРИУМ


2005 г.
Интерактивная инсталляция: авторские робототехнические модели, программирование, собственность автора.
© 2005 Фото: Поль Граньон

«Роботариум» – это инсталляция из трех мобильных роботов, выставленных подобно животным в зоопарке. «Разнополые роботы» (Sexed Robots) являют собой две автономные перемещающиеся конструкции, снабженные синтетическими гениталиями разной половой принадлежности. Роботы оснащены инфракрасными и ультразвуковыми сенсорами, моторами на 12 вольт и встроенным микроконтроллером в качестве «мозга». Заряда их аккумуляторов хватает примерно на пять часов автономной работы. Роботы запрограммированы на исследование своего окружения – периодически «возбуждаясь», они отыскивают партнера, пребывающего в том же состоянии и пытаются с ним спариться.
Неуклюжие и потешные, «Разнополые роботы» обитают на границе между миром млекопитающих и миром машин. Подобно компьютерам, они запрограммированы на выполнение действий, которые свойственны исключительно высокоразвитым формам органической жизни. Наблюдая за тем, как неживые потешные существа исполняют возложенную на них задачу исполнения жизненно важной функции млекопитающих, зритель может задуматься о месте, которое занимают в его жизни искусственные аппараты. До какой степени эти устройства будут помогать нам и в перспективе – все больше брать на себя выполнение естественных функций?
Третий робот – колесная конструкция меньших размеров по имени «Смартбот» (Smartbot), обладающая красивыми глазами с длинными ресницами. «Смартбот» моргает и ругается каждый раз, встречая преграду. Иногда он просто замирает, обливаясь слезами. Это – робот, чье состояние можно охарактеризовать как угнетенно-подавленное. Воспринимаемый в качестве бесполого индивидуалиста, инфантила или соглядатая-извращенеца, он добавляет объемности в романтизированное повествование о спаривающихся роботах, выстраиваемое большей частью аудитории.

Информация о проекте:
Идея, реализация: Поль Граньон. Отдельная благодарность: Крису Эвансу, Ричарду Робинсону, Джону Драммонду, Дженни Саваж, UWIC, Фонду «Nesta». Проект был представлен в рамках выставки «Somewhere Else» в Национальном павильоне Уэльса на Венецианской биеннале (2005 г.)
WEB SITE: www.zprod.org

Исследовательская группа «SymbioticA» (Австралия)
/ Лаборатория Стива Поттера (США)
'MEART' – ПОЛУЖИВОЙ ХУДОЖНИК


В разработке с 2000 г.
Видеодокументация проекта, 7'53", на англ. яз., рус. субтитры, цв., DVD, 2004 г.
© 2004 Исследовательская группа «SymbioticA» и лаборатория Стива Поттера. Фото: Фил Гамблен, д-р. Стив Поттер

«MEART» – «искусственный художник», сконструированный средствами биологии, телемеханики и информатики. Это распределенный био-кибернетический проект, исследующий природу творческих способностей и особенности создания произведений искусства в эпоху новых биологических технологий. В ходе реализации проекта делается попытка представить, что ожидает человечество в будущем, когда люди смогут выращивать «думающие субстанции», обладающие чувствами и наделенные творческими способностями. Очевидно, люди создадут их для удовлетворения своих собственных нужд. Однако если эти существа будут креативны и непредсказуемы, они вовсе не обязательно останутся в первоначально задуманном качестве.
В проекте используется базовый компонент мозга (нейронный массив эмбрионов крысы), который соединяется с механическим «телом» (рисующая робо-рука) посредством двухстороннего электро-механического интерфейса. На основе живой биологической ткани, механики и электроники создается объект, обладающий свойствами живого существа, который будет развиваться, учиться и выражать себя средствами искусства. Обладая способностями к обучению и адаптации, в сочетании с непредсказуемостью и креативностью, эта художественная субстанция со временем может стать более или менее независимой от воли и намерений ее создателя.
«MEART» состоит из трех компонентов: а) влажно-технологическое обеспечение – нейроны эмбрионов крысы, выращенные на электронных подложках; б) рисующий робо-манипулятор; в) программное обеспечение и Интернет, связывающие воедино лабораторную биокультуру с удаленным робо-агентом. Эта инсталляция – эксперимент по изучению связей между стимуляцией и чтением нервных реакций, воплощающихся в рисунке, а также по изучению творческих способностей «полуживого художника».

Информация о проекте:
Участники проекта «MEART»: Гай Бен-Ари, Фил Гамблен, Ян Свитман, Орон Кэттс, Йонат Цурр, д-р. Стюарт Бант (Исследовательская группа «SymbioticA», Австралия), д-р. Стив Поттер, Дуглас Баккум, Том Демарс, Радхика Мадхаван, Питер Пассаро (Лаборатория Поттера, США).
WEB SITE: www.fishandchips.uwa.edu.au

Николас Ривз (Канада)
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ БАБОЧКИ


В разработке с 2004 г.
Интерактивная инсталляция: авторские робототехнические модели, программирование, собственность автора.
© 2004-09 Фото: Николас Ривз

Проект русского футуриста Георгия Крутикова, еще в начале XX века предполагавшего возникновение проблем перенаселения Земли, заключался в создании городов, парящих в воздухе на большой высоте. Естественно, идея летающих городов сто лет назад, с технической точки зрения, была абсолютно утопической, но идеологически таковой не является. Доказать это смогла группа канадских художников под руководством Николаса Ривза. Их проект поражает технической сложностью и концептуальным изяществом. Используя уникальный композитный материал (углепластик, плотностью 1450 кг/куб.м.) для построения своей модели, они создали сверхпрочные и сверхлегкие конструкции. Кубы с длиной ребра 2,5 метра (прообраз дома или квартала города будущего) весят всего 400 грамм. Это позволяет легко решить проблему преодоления земного тяготения – наполненные жидким гелием, кубы способны летать, как воздушные шары. Дома-самолеты оснащены механизмами, которые позволяют им управлять своим передвижением. Каждый аэробот снабжен системой датчиков, посредством которой они не только легко ориентируются друг относительно друга, но и выполняют совместные действия. На глазах у публики разные части города образуют сложные архитектурные конструкции. Что самое знаменательное – это вовсе не эффект умелого централизованного (тоталитарного) управления с помощью компьютера. Художники используют возможности «дисперсионного моделирования», когда «аморфная» материя, обладающая свойством распределенного знания, приобретает способность к скоординированности. Примеры такой (демократической) самоорганизации встречаются в природе – у насекомых, птиц, млекопитающих – везде, где мы видим группу или стаю.
Представляемые в проекте кубы – это четвертое поколение аэроботов, которые называются «Трифóны». Для данного представления им дается задача вести себя подобно ночным бабочкам. Световые приборы ограничивают область их перемещений, и они реагируют на свет, оставаясь в пределах этого пространства. Аэроботы также избегают столкновений друг с другом. Эти простые детерминистские правила порождают движения и траектории, которые невозможно предсказать.

Информация о проекте:
Идея, разработка: Николас Ривз. Научные консультации: Эрик Понсе, Паола Бернаскони, Жульен Нембрини. Инженер проекта: Давид Сент-Онж, Стефан Брэйчер. Ассистент: Луи Бушар. Проект осуществлен при поддержке Hexagram Institute, School of Design, University of Quebec in Montreal (Монреаль, Квебек).
WEB SITE: www.mascarillons.org

Орлан (Франция)
КОСТЮМ АРЛЕКИНА


2008 г.
Видеодокументация проекта, 29'06", на фр.-англ. яз., рус. субтитры, цв., DVD, 2008 г.г.
© 2008 Фото: Тони Натан, Рафаэль Кюи

Мультикультурализм, смешанность кровей – далеко не порождение современной глобализации. Это явление знакомо человечеству со времен античности. В эпоху Возрождения его метафорой стал костюм Арлекина, сшитый из лоскутов одежды самого разного происхождения. Такой артефакт – ярчайший пример терпимого отношения к Другому, Другим, вне зависимости от исповедуемой религии, существующих убеждений или отсутствия таковых. Гены современного человека – гены Homo panniculus (человека лоскутного). Мы теперь знаем, что нас многое роднит не только с людьми других цивилизаций, но и с животными.
Для осуществления этого многоэтапного произведения у автора методом биопсии были взяты клетки кожи, которые затем выращивались в специально подготовленном биореакторе вместе с клетками эмбриона африканского происхождения, клетками лебедя, а также ряда сумчатых и жвачных животных. Данная инсталляция, как результат постоянного интереса Орлан к отношениям между искусством и наукой, является логическим продолжением ее хирургических перформансов и ее проекта «Biotech Art». Совместное выращивание клеток (в ожидании их гибридизации) продолжает серию ее фото- и скульптурных проектов «Доколумбовая самогибридизация», «Африканская самогибридизация», «Индейская самогибридизация», включая последний по времени проект тотального изменения гардероба Орлан, осуществленный совместно с профессиональными модельерами.

Информация о проекте:
Идея, реализация: Орлан. Микроскопия: Гай Бен-Ари, д-р. Стюарт Бант. Биореактор: Фил Гамблен, Дон Гамблен, Орон Кэттс, Гай Бен-Ари, д-р. Стюарт Бант. Проекция и монтаж: Симон Жирадо, Стивен Хью, Доминик Пирс. Ассистент: Луиза Мишели. «Костюм Арлекина» принимал участие в выставках под кураторством Дженса Хаузера («Bakerie» в Перте, Австралия, «F.A.C.T» в Ливерпуле, Англия) и в ближайшее время будет показан на выставке в «Casino Luxembourg» (Люксембург). Проект представлен в книге «SK-Interfaces», выпущенной издательством Ливерпульского университета.
WEB SITE: www.orlan.net

Флорис Кайк (Нидерланды)
МЕТАЛЛОРАК


2006 г.
Авторское видео, 7'43", на англ. яз., рус. субтитры, цв., DVD, 2006 г.
© 2006 Флорис Кайк

Мир создан не по образу и подобию человека и, открывая новое, необходимо каждый раз радикально переосмысливать устройство мира и место в нем человека. Но зачастую «новое» становится не поводом для прорыва в иные пространства, а превращается в очередной «протез», заменяющий знакомые и «слишком человеческие» функции. О том, как разрушительно это может повлиять на природу и психологию человека, задумываются, когда поздно уже что-либо изменить. «Металлорак» пытается предостеречь от бездумного использования новых технологий, предупреждает об опасностях, таящихся в безоглядном стремлении скорейшего практического применения научных открытий.
Короткометражный фильм, стилизующий формат научно-популярных передач BBC, показывает «историю новой болезни» – Metalosis maligna (Металлорак) которая поражает пациентов с медицинскими имплантатами. По версии фильма, металлорак развивается при неблагоприятном взаимодействии металлического имплантата с тканями тела человека, в результате чего имплантат становится источником роста металлической ткани, проникающей через кожу наружу. В фильме показаны различные этапы заболевания – от первичной инфекции до клинической стадии, при которой происходит полное разрушение всех органов тела, и от пациента остается лишь скелет из металлического лома. Комментарии «лечащего специалиста», сопровождаемые пронзительным саунд-треком, завершают создание убедительной картины описания этого странного и зловещего недуга.

Информация о проекте:
Сценарий, режиссер: Флорис Кайк. Актеры: Алан Айреби, Рикки Каллан, Вини Тодд, Вили Томс. Оператор: Саймон Викери. Дизайн и обработка: Криста те Брак. Музыка: Леннерт Буш. Звукорежиссер: Флорис Кайк. Звук: Ангус Макпайк. Перевод: Колин Нарот. Консультант: Мерлин Шутс. Оборудование: Эдинбургский колледж искусств. Озвучание: Bobkommer Studio's. Производство: Edinburgh Film Focus, CB Fonds
WEB SITE: www.microbia.nl

Паула Гаэтано Ади
(р.1981, Сан-Хуан, Аргентина)


Художник, исследователь. Получила диплом специалиста в области аудиовизуальных коммуникаций и послевузовсую степень медиаискусств в Университете Блеза Паскаля (Кордоба, Аргентина). Работает в различных областях современного искусства (скульптура, перформанс, интерактивные инсталляции и робототехника), исследуя воздействие современных технологий на человеческое тело. В своих изысканиях особое внимание уделяет моделированию на основе физиологических данных (т.н. «искусственная телесность»), настаивая на альтернативе моделированию интеллектуальной деятельности с помощью вычислительных устройств. Ее произведения были представлены на различных международных фестивалях и выставках современного искусства, в т. ч. на ARCO Fair (Мадрид), FILE Festival (Сан-Паулу), BIOS4 (Севилья), а также в MejanLabs (Стокгольм), Brandenburger Tor Foundation (Берлин), Museum of Modern Art (Буэнос-Айрес), Espacio Fundacion Telefonica (Буэнос-Айрес), National Art Museum of China (Пекин) и др. Обладатель призов и наград, в т. ч. первой премии международного конкурса проектов по искусственной жизни VIDA 9.0 (Fundacion Telefonica, Мадрид) и почетного приза «LIMBO» международного конкурса Музея современного искусства Буэнос-Айреса. Стипендиат Правительства Аргентины и обладатель различных грантов, в т. ч. Фонда Банка Сан-Хуана, Национального фонда изящных искусств и Университета Блеза Паскаля. В настоящее время работает в исследовательских программах Национального Университета Трес де Фебреро (электронные искусства) и Национального Университета Лануса (междисциплинарные искусства) в Буэнос-Айресе (Аргентина).
Джеймс Аугер
(р.1970, Дерби, Англия)
Джимми Луазо
(р.1968, Сент-Асаф, Уэльс)


Художники, исследователи, дизайнеры. Джимми Луазо получил степень магистра искусств в колледже Бирмингема (1991), в 2001 году оба окончили магистратуру на факультете дизайна Королевского колледжа искусств (Лондон). Вместе сотрудничают с 2001 года. В своей деятельности особое внимание уделяют связи искусства с новыми технологиями, настаивая на альтернативных подходах в развитии дизайнерской мысли. Принимали участие в коллективных выставках в Великобритании и за рубежом, в т. ч. «Don't tempt me» (ICA, Лондон; MOMA, Нью-Йорк, 2001), «Mobilise» (Digital Hub, Дублин, 2003), «Designing ourselves» (National Museum of Scotland, 2002−2003), «Open Borders» (Droog Lille, Лилль, 2004), «Betes de style» (MUDAC, Лозанна, 2006), «Philips Design exhibition» (Эйндховен, 2007), «Design Mai» (Берлин, 2007), «2121 Design Sight» (Токио, 2008), «Design and the Elastic Mind» (MOMA, Нью-Йорк, 2008). Участники фестивальных программ, среди них: VIPER (Базель, 2003), Experimenta (Лиссабон, 2003), eBristillas (Валенсия, 2004), Darklight Film Festival (Дублин, 2004), Ars Electronica (Линц, 2004), ISEA (Сан-Хосе, 2006) и др. Принимали участие в конференциях и симпозиумах по искусству и дизайну в Ганновере, Сент-Морисе, Кельне, Пекине, Берлине и Нью-Йорке. С лекциями и презентациями выступали в различных учебных заведениях, в т. ч. в Королевском колледже искусств (Лондон), Тринити колледже (Дублин), Университете Кингстона (Кингстон) и Академии дизайна (Эйндховен). Их проекты широко освещались художественной прессой Великобритании, Германии, Италии, Португалии, Франции, Японии. Обладатели наград и премий, в т. ч. премий Исследовательского центра Хелен Хамлин и Музея науки Лондона, званий «Дизайнер года» (Кельнская школа дизайна), «Top 100 designs of 2002» (журнал «Time»), а так же почетного упоминания жюри фестиваля Ars Electronica (Линц, 2004). В настоящее время преподают в Королевском колледже искусств и Университете Голдсмита (Лондон).
Лаура Белофф
(р.1964, Харьявалта, Финляндия)


Художник, исследователь. Окончила магистратуру Университета искусств и дизайна (Хельсинки, 1995) и магистратуру Калифорнийского института искусств (1998). Занимается искусством сетевых инсталляций и портативного компьютеринга, исследуя зоны приватного и общественного в современном технологическом пространстве. Автор более десяти персональных выставок, проведенных в т.ч. в Turku Art Museum (Турку, 1995), Ars Electronica Center (Линц, 2000), Passage Gallery (Вена, 2001), Kunstnerenshus (Осло, 2004) и др. Ее произведения демонстрировались на коллективных выставках в The National Museum of Finland (Хельсинки), California Institute of the Arts (Калифорния), Kiasma Museum (Хельсинки), UCLA Gallery (Лос-Анджелес), KuenstlerHaus (Вена), Russian Museum (Санкт-Петербург), The Contemporary Art Museum (Осло), а также на фестивалях медиаискусства, в т.ч. на Ars Electronica (Линц, 1999, 2004), Microwave (Гонконг, 2000), FILE (Сан-Пауло, 2000), CYNET (Дрезден, 2001), Sonar (Барселона, 2002), Electrohype (Мальме, 2002), ISEA (Таллинн, 2004), IFCA (Марибор, 2005), Wearable Futures (Ньюпорт, 2005), Article Biennale (Stavanger, 2006), Mobile Journey (52 Venice Biennale, Венеция, 2007) и др. Принимала участие в международных конференциях по современному искусству в разных странах мира. В 1999-2000 г.г. в качестве приглашенного профессора работала на базе Лаборатории будущего в Ars Electronica Center (Линц, Австрия). Фулбрайтовский стипендиат, обладатель различных наград и премий, в т.ч. почетного упоминания жюри международного конкурса проектов по искусственной жизни VIDA 5.0 (Мадрид), премии Министерства культуры Финляндии (1994). В настоящее время работает по программе государственного гранта Финляндии (2007-2011).
Билл Ворн, Эмма Хоус и Джонатан Вильнев

«Грациозные машины» — это совместная разработка канадских художников Билла Ворна, Эммы Хоус и Джонатана Вильнева. Этот проект был неоднократно представлен на различных фестивалях современного искусства, в т.ч. на 404 Festival (Триест), Subtle Technologies 2007 (Торонто) и Paris-Quebec (Париж).
Билл Ворн занимается искусством мультимедийных инсталляций с 1992 года (системы контроля движения, интерактивный свет, звук, робототехника и пр.). Его произведения демонстрировались на крупнейших фестивалях и выставках медиаискусства в разных странах мира, в т.ч. Ars Electronica, ISEA, DEAF, SONAR, Art Futura, EMAF, ARTEC и мн.др. Лауреат различных призов, премий и наград, в т.ч. первой премии международного конкурса проектов по искусственной жизни VIDA 2.0 (Мадрид, 1999), почетного приза «Leprecon Award for Interactivity» (Нью-Йорк, 1998), премии «Признание» в номинации «Интерактивность» фестиваля Ars Electronica (Линц, 1996) и Международного приза в области цифровых искусств (Торонто, 1996). В настоящее время работает в Лаборатории робототехнических искусств в Институте «Hexagram» (Монреаль) и является профессором на художественном факультете Университета Конкордии (Монреаль).
Эмма Хоус специализируется в области междисциплинарных искусств, в своих видео инсталляциях и перформансах поднимая вопросы систем репрезентаций тела. Ее интересы связаны с осмыслением темы телесности с точки зрения социальных и технологических механизмов контроля. Особое внимание она уделяет использованию различных коммуникационных средств, способных как структурировать окружающее пространство, так и порождать ответную реакцию.
Джонатан Вильнев заканчивает свое обучение на художественном факультете Университета Квебека (UQAM). Работает в разных областях современного искусства, включая скульптуру, инсталляцию, видео и робототехнику. С 2005 года — активный участник группы «Perte de Signal». Его произведения были представлены на фестивале «Piksel» (Берген, Норвегия).

Поль Граньон
(р.1965, Лион, Франция)


Художник. В 1990 году получил диплом бакалавра в Школе изящных искусств в Марселе (Франция). Работает в широком диапазоне современных искусств (включая перформанс, музыку, визуальные искусства), практикуя DIY-подходы в использовании новых технологий. В 1998 году основал «Z Productions» — лабораторию по критическому исследованию новых медиа. Автор ряда персональных выставок, среди которых: «ZProductions presente» (Марсель, 1994), «Z Lab» (Кардифф-Лландудно-Сванси, 2001), «Machines by Paul Granjon» (Гренобль, 2002), «Automated Forest» (Люксембург, 2003), «Quelques creatures» (Чикотими, 2004, Любляна, 2005, Марсель, 2005), «Positive activities» (Квебек, 2006) и др. Проект «Z Lab» был представлен на различных фестивалях и выставках современного искусства, в т.ч. на MUU Festival (Хельсинки, 1998), Cardiff Art in Time Festival (Кардифф, 1999), Avesta (Авеста, 2000), BRRR Festival (Порту, 2001), Dorkbot (Лондон, 2001), International Arts Festival (Мельбурн, 2003), Open Borders (Лилль, 2004), Big Blip 05 (Брайтон, 2005), In Between Time Festival (Бристоль, 2006), а также в Franklin Furnace (1999), 51st Venice Biennale (Павильон Уэльса, 2005), Musee d'Art Moderne (Люксембург, 2006). Произведения находятся в частных и публичных коллекциях, в т.ч. в коллекциях Lovebytes (Шеффильд, Великобритания), Musee d'Art Moderne (Люксембург) и Британского Художественного Совета. С лекциями и презентациями выступал в различных институциях, в т.ч. в Baltic Arts Centre (Гейтшед), Quebec University (Чикоутими), Whitechapel Gallery (Лондон) и др. Лауреат престижной стипендии NESTA, которая позволила художнику полностью сосредоточиться на собственных творческих изысканиях. Живет и работает в Кардиффе (Уэльс).
Эндрю Грэйси
(р.1967, Лондон, Великобритания)


Художник, исследователь. В 1991 году получил степень бакалавра изящных искусств в Политехнической художественной школе Ливерпуля (Великобритания). Работает в широком диапазоне современных мультимедийных искусств (звук, видео, инсталляция и т.д.), в своих изысканиях акцентируя связи между биологическими и технологическими системами. Особое внимание уделяет изучению свойств макроуровневого интеллекта, эмерджентных систем и новых разновидностей эволюционного синтеза. Его проекты и инсталляции были представлены на художественных площадках различных стран мира, в т.ч. в Bluecoat gallery (Ливерпуль), Manchester Museum (Манчестер), Performance Space (Сидней), Observatori (Валенсия), Centro Historico (Мехико), La Casa Encendida, (Мадрид), Mejan Labs (Стокгольм), COMAFOSCA (Алелья), Galeria Kapelica (Любляна) и др. Принимал участие в многочисленных выставочных и фестивальных программах, в т.ч.: digitalsummer02 (Manchester, 2002), ISEA (Нагоя, 2002), Liverpool Biennial (Ливерпуль, 2002), Artbots03 (Нью-Йорк, 2003), Organismos: esto es Vida (Мадрид-Барселона, 2004-05), AV Festival (Сандерлэнд, 2006), BIOS4 (Севилья, 2007), Ars Electronica (Линц, 2007)и др., а также в рамках программы «Лилль — культурная столица Европы» (2004). С лекциями и презентациями выступал на различных международных конференциях и форумах современного искусства, включая Transmediale (Берлин), Ars Electronica (Линц), FLAIRS (Флорида), Futuresonic, Dias de Bioarte (Барселона) и мн.др. Опубликовал ряд статей на тему адаптивных и интеллектуальных свойств искусственных систем. Обладатель ряда творческих стипендий и наград, в т.ч. почетного упоминания жюри международного конкурса проектов по искусственной жизни VIDA 9.0 (Мадрид) и почетного упоминания жюри фестиваля Ars Electronica (Линц, 2007).
Тэгни Дафф
(р.1971, Ванкувер, Канада)


Художник, исследователь. Получила степень бакалавра в Институте искусств и дизайна им. Эмили Карр (Ванкувер, 1997), в 2005 году окончила магистратуру Университета Конкордии (Монреаль). Работает в широком диапазоне визуальных искусств, используя современные медиатехнологии. Автор ряда персональных инсталляционных и перформативных проектов, среди них: «Telepresence» (La Centrale Gallery Powerhouse, Монреаль, 2002), «Tomorrow's News» (MUU, Хельсинки, 2003), «Webcams, Networks and Performance» (Club Transmediale, Берлин, 2004), «Speakers Corner 2» (Times Square, Нью-Йорк, 2005), «Future Archives» (University of Victoria, Виктория, 2006), «The Parasite» (FOFA Gallery, Монреаль, 2007), «Moist Media Archives Prototypes» (Perth Institute for Contemporary Art, Перт, 2008) и др. Ее произведения демонстрировались на различных фестивалях современного искусства, в т.ч. на LIVE Performance Art Biennial (Ванкувер), International Performance Art Festival (Торонто), Visualeyez Performance Art Festival (Эдмонтон), HTMlles International Media Art Festival (Монреаль), ISEA2006 (Сан-Хосе) и др. В своих исследованиях уделяет внимание рассмотрению влажных технологических практик в современном социальном контексте. Принимала участие в различных конференциях и симпозиумах, в т.ч. в: Ontario College of Art and Design (Торонто), UQAM (Монреаль), University of Central Lancashire (Ланкашир), Nova Scotia School of Art and Design (Галифакс), а также в рамках Biennial of Electronic Arts (Перт, 2007), SLSA (Берлин, 2008) и т.д. Осуществила ряд кураторских проектов, в т.ч. «Time Zones» (Монреаль-Торонто, 2004), «Representing Illness and AIDS in Art» (Монреаль, 2005), «Bad_aRt» (Монреаль, 2006). В настоящее время работает над докторской диссертацией в Университете Конкордии (Монреаль).
Луи-Филипп Демерс
(р.1959, Монреаль, Канада)


Художник, исследователь. В 1986 году окончил магистратуру на факультете компьютерных наук Университета Монреаля. Более двадцати лет занимается исследованием возможностей интерактивных технологий в современных исполнительских искусствах (включая театр, оперу, балет и т.д.). Его произведения демонстрировались на крупнейших фестивалях и выставках медиаискусства, в т.ч. Ars Electronica (Линц), ISEA (Монреаль, Чикаго), DEAF (Роттердам), Sonar (Барселона), SIGGRAPH (Лос-Анджелес), Art Futura (Мадрид), ARTEC (Нагоя), EMAF (Оснабрюк), TISEA (Сидней), Sonambiente (Берлин), EXPO '92 (Севилья), EXPO 2000 (Франкфурт), а также в рамках программы «Лилль — культурная столица Европы» (2004). Работы экспонировались в музеях разных стран мира, в т.ч.: ZKM (Карлсруэ), Montreal Science Museum (Монреаль), Musee d'Art Contemporain (Санс), NY Museum of Science (Нью-Йорк), Musee de la Civilisation de Quebec (Квебек), Sprengel Museum (Ганновер), Museum of Contemporary Art (Монреаль), а также в SchillerHaus Centre (Франкфурт), MGM Grand / Cirque du Soleil (Лас-Вегас), Canon Art Lab (Япония) и мн.др. Автор более двадцати статей по искусству и робототехнике; с лекциями и мастер-классами выступал в различных институциях США, Канады, Франции, Германии, Англии, Китая, Австралии. Лауреат многих призов, премий и наград, в т.ч. первой премии международного конкурса проектов по искусственной жизни VIDA 2.0 (Мадрид, 1999), премии «Признание» в номинации «Интерактивность» (1996) и трех почетных упоминаний (1995, 2002, 2005) фестиваля Ars Electronica (Линц), приза фестиваля «Lightforms98» (Нью-Йорк) и двух призов Helpmann Awards (Best New Work, Best Lighting Design, 2006). С 2001 по 2005 являлся профессором Высшей художественной школы Центра искусств и медиатехнологий (ZKM, Карлсруэ).
Марта де Менезес
(р.1975, Лиссабон, Португалия)


Художник, исследователь. Изучала стратегии визуальной репрезентации в науке и современном искусстве, окончив магистратуру на факультете истории и визуальной культуры Оксфордского университета (2001). В своих работах исследует возможности искусства и биологии, полагая биотехнологии в качестве нового художественного средства. Ее первый проект «Природе?» заключался в создании ряда живых бабочек с авторским дизайном крыла (Лаборатория П.Брейкфилда Лейденского университета, Нидерланды); его показ состоялся в рамках фестиваля «Ars Electronica» (Линц, 2000) и широко освещался СМИ Северной и Южной Америки, Европы, Японии и Австралии. Произведения демонстрировались на различных выставках медиаискусства в разных странах мира, в т.ч. «The art in science / the science in art» (Оксфорд, 2002), «BioFeel» (Перт, 2002), «L'Art Biotech» (Нант, 2003), ARCO (Мадрид, 2004, 2006), «E=mc2» (Коимбра, 2005), «META.morfosis» (Бадайож, 2006), «Genesis» (Утрехт, 2007) и т.д. Автор ряда теоретических публикаций по вопросам биоарта в журналах и каталогах, в т.ч. в «Leonardo» (MIT Press), «BioFeel» (PICA), «Ars Electronica» (Springer), «BioMediale» (KB NCCA), «Art et Biotechnologies» (UQAM), «Art, Biotechnology and Culture» (MIT Press) и др. С лекциями и презентациями выступала в учебных заведениях разных стран мира в т.ч. в Max Plank Institute for Neurobiology (Мюнхен), University of Oxford (Оксфорд), Universite Paris 6 (Париж) и др. В период с 2000 по 2004 г.г. работала по исследовательским программам в Королевском колледже науки, технологии и медицины (Лондон) и Университете Оксфорда. С 2006 года работает в качестве художественного руководителя арт-лаборатории «Ectopia» в Научном Институте Гулбенкяна (Оэйраш, Португалия).
Эрвин Дриссенс
(р.1963, Вессем, Нидерланды)
Мария Ферстаппен
(р.1964, Зомерен, Нидерланды)


Художники, исследователи. Окончили Академию изящных искусств (Маастрихт) и Рейхсакадемию в Амстердаме. Вместе сотрудничают с 1990 года. Специализируются в области разработки авторского программного обеспечения, создания механизированных объектов и интерактивных инсталляций. Авторы пятнадцати персональных выставок. Принимали участие в многочисленных выставках в музеях и галереях современного искусства, в т.ч. в Palais des Arts (Тулуза), Galeria d'Arte Moderna (Болонья), Bonnefantenmuseum (Маастрихт), Artspace Visual Arts Center (Сидней), Erasmushuis Djakarta (Джакарта), Eyebeam Atelier (Нью-Йорк), Centro Andaluz de Arte Contemporaneo (Севилья), Kroller-Muller Museum (Оттерло), Neue Pinakothek (Мюнхен), Medienturm (Грац), Stedelijk Museum (Амстердам), George Eastman House (Рочестер), а также на Siggraph (Лос-Анджелес, 2004), VIDA (Foundation Telefonica, 1999, 2001, 2003) и в рамках программы «Лилль — культурная столица Европы» (2004). Участники международных конференций по электронному искусству, среди них: WIRE 2000 (Университет Карнеги-Меллона, Питтсбург), Second Iteration (Университет Монэша, Мельбурн), Big Blip 04 (Университет Брайтона, Брайтон), а также «Unsorted, SonicActsX» (международная конференция по электронному искусству, Амстердам) и «Batteries not included, mind as machine» (международный симпозиум ИИ, Шресбери) и мн.др. Произведения находятся в коллекциях: FRAC Lorraine (Метц), FNAC (Париж), Centraal Musem (Утрехт), Akzo Nobel Art Foundation (Арнхейм), Museum Boijmans van Beuningen (Роттердам), FDAC Essonne (Шамаран), Interpolis Art Collection (Тилбург), Netherlands Media Art Institute (Амстердам). Лауреаты первых премий международного конкурса проектов по искусству и искусственной жизни VIDA 2.0 (1999) и VIDA 5.0 (2001) в Мадриде (Испания).
Джо Дэвис
(р.1950, Делавэр, США)


Художник, исследователь. В 1973 году получил степень бакалавра на художественном факультете Анджел-колледжа (Анджел, Орегон, США). В своей практике помимо традиционных художественных средств широко использует возможности современных технологий (лазерные телеоператорные системы, электронно-лучевое конструирование, оптические телекоммуникации, роботика, микроскопия и пр.). На основе изысканий в области молекулярной биологии, микробиологии и биоинформатики осуществил ряд проектов с использованием генетических баз данных и новых биологических художественных форм. Автор первого художественного произведения, созданного при помощи синтезированной ДНК и генетически модифицированных бактерий («Микровенус», 1986 г.), серии масштабных проектов в области современного искусства, среди них: «Вагинальная поэтика» (передача вагинальных сокращений балерин Бостонского балета с помощью Мильстонского радара МТИ в созвездия Эпсилон Эридана, Тау Кита и др., 1986), «Загадка жизни» (создание генетически измененных организмов, 1994), «Звуковой микроскоп» (перевод световой информации в звуковую, позволяющую слышать звук, издаваемый клетками организмов, 2000), «Млечный Путь» (комплексный проект размещения космической карты Млечного Пути в ухе трансгенной мыши, 2002), а также работ по инициированию первого искусственного полярного сияния с помощью электронной пушки. С 1990 года и по настоящее время занимается исследовательской работой в Лаборатории молекулярных структур на биологическом факультете Массачусетского технологического института (Кембридж, Массачусетс, США).
Криста Зоммерер
(р.1964, Олсдорф/Гмунден, Австрия)
Лоран Миньоно
(р.1967, Ангулем, Франция)


Художники, теоретики искусства, исследователи. Работают в области создания интерактивных компьютерных инсталляций с использованием генеративных принципов зарождения изображения и «интуитивных» интерфейсов. Совместно сотрудничают с 1992 года. Авторы ряда инсталляционных проектов, в т.ч.: «Interactive Plant Growing» (1992/93), «A-Volve» (1994), «GENMA» (1996), «Life Spacies» (1997), «Life Spacies II» (1999), «Industrial Evolution» (2000), «The Living Room» (2001), «Nano_Scape» (2002), «Mobile Feelings» (2003), «Eau de Jardin» (2004), «Life Writer» (2006), «Wissensgewächs» (2007) и др. Их работы демонстрировались в крупнейших музеях медиаискусства различных стран мира, среди них: ZKM Museum (Карлсруэ), NTT-ICC InterCommunication Center (Токио), the Cartier Foundation (Париж), the Van Gogh Museum (Амстердам), the Victoria and Albert Museum (Лондон), the Center Paul Klee (Берн), the Millennium Dome (Лондон), the Tokyo Metropolitan Museum of Photography (Токио), the Ars Electronica Center (Линц), the Shiroishi Multimedia Art Center (Широиши) и др., а также на официальном сайте МОМА (Нью-Йорк). Лауреаты многочисленных международных наград и призов в области медиаискусства, в т.ч. высшей награды фестиваля Ars Electronica «Golden Nica» (1994), «Ovation Award» Интерактивного Медиа Фестиваля (Лос-Анджелес, 1995) и «Multi Media Award'95» Ассоциации мультимедиа Японии. Авторы большого числа теоретических публикаций по вопросам искусственной жизни и интерфейс-дизайну, а также совместной книги «Art@Science» (Vienna/New York: Springer Verlag, 1998). В настоящее время К.Зоммерер и Л.Миньоно преподают на кафедре интерфейсной культуры в Университете искусств и индустриального дизайна в Линце (Австрия).
Флорис Кайк
(р.1982, Тил, Нидерланды)


Художник. В 2006 году окончил факультет компьютерной анимации Академии искусств и дизайна (Бреда, Нидерланды). В своих работах особое внимание уделяет вопросам воздействия новых технологий на окружающий мир, моделируя возможные последствия результатов научно-технологического прогресса. На эту тему снял ряд авторских фильмов, среди которых: «The Order Electrus» (2005), «Metalosis Maligna» (2006) и т.д. Его произведения демонстрировались на различных международных фестивалях анимационного кино, в т.ч.: International Film Festival (Гент, 2005), International Film Festival (Джакарта, 2005), SICAF, International Animation & Cartoon Festival (Сеул, 2006), International Festival of Animated Film (Штутгарт, 2006, 2007), STRP, Art & Technology Festival (Эйндховен, 2006), Resfest «Dutchmix» (Амстердам, Роттердам, 2006), Amsterdam Fantastic Film Festival (Амстердам, 2007), SYNCH Festival (Афины, 2007), International Documentary Festival (Амстердам, 2007) и др. Принимал участие в международных выставках современного искусства в Голландии, Швеции, Швейцарии, а также в фестивальных программах Nederland's Film Festival (2005), Holland Animation Film Festival (2006), Dutch Film Festival (2006), Odense, International Film Festival (2006), Festroia, International Film Festival (2006) и программе голландских анимационных фильмов в Центре им. Ж.Помпиду в Париже (2007). Лауреат различных призов и наград, в т.ч. «Best Local Digital Short» (Playground Festival, Тилбург, 2006), «New Dutch Talent Award» (Amsterdam Film Experience, Амстердам, 2006), «ISMAF Award» (Media Art Friesland Festival, Леенварден, 2006), «Talent & Pro Award» (Nederland's Film Festival, Утрехт, 2006) и др. В настоящее время продолжает обучение в магистратуре Института Сандберга (Амстердам, Нидерланды).
Орлан
(р.1947, Сент-Этьен, Франция)


Художник. С 1965 года работает в широком диапазоне визуальных искусств, также реализуя проекты в области архитектуры, парфюмерии, музыки и моды. В своих изысканиях особое внимание уделяет концепции телесности — технологическим и социальным практикам строительства тела. Автор многочисленных персональных выставок, презентаций и перформансов в Европе, Северной и Южной Америке, Азии и Австралии. Ее произведения демонстрировались в крупнейших музеях и галереях различных стран мира, в т.ч. в США (LACMA и MOCA, Лос-Анджелес, PS1, Нью-Йорк, Milred Kemper Art Museum, Сен-Луис), в Италии (Palazzo Strozzi, Флоренция и Palazzo delle esposizioni, Рим), в Париже (Centre George Pompidou, Centre National de la Photographie, Palais de Tokyo, Maison Europeenne de la Photographie), в Германии (Kunst Museum, Ахен, ZKM, Карлсруэ), Австрии (Kunsthalle and MAK, Вена), Люксембурге (Casino Luxemburg), Испании (Miro Foundation, Барселона, Contemporary Art Museum, Виттория, Museum of Photography, Саламанка), Азии (Center Hall of the National Museum of Contemporary Art, Сеул, Red Brick Warehouse, Йокогама, The National Museum of Art, Осака) и др. Широкую известность Орлан принес проект, состоящий из девяти перформансов (1990-93), в которых она использовала возможности пластической хирургии в качестве нового изобразительного средства. Лауреат призов и наград в области современного искусства, в т.ч. Приза Арчимбольдо (Hewlett Packard, Франция), первых премий Griffel-Kunst (Гамбург) и Московского фестиваля фотографии (Москва). В 2003 году от имени Министра культуры Франции была награждена почетным титулом Кавалера Ордена Искусств и Литературы. С 1999 года является профессором Национальной школы искусств (Париж), с 2004 года — преподает в Колледже искусства и дизайна в Пасадене (США).
Проект искусства и культуры ткани
Орон Кэттс
(р.1967, Хельсинки, Финляндия)
Йонат Цурр
(р.1970, Лондон, Великобритания)


Художники, исследователи, кураторы. Орон Кэттс — один из основателей и художественный руководитель исследовательской лаборатории «SymbioticA» Школы анатомии и биологии Университета Западной Австралии (Перт, Австралия). В 1996 году совместно организовали «Проект тканевой культуры и искусства» — комплексное изыскание в области современного искусства с применением тканевых технологий. Проект был представлен на крупнейших фестивалях и выставках медиаискусства в разных странах мира, в т.ч. на Ars Electronica (Линц, 2000, 2001, 2007), Deluxe Media Art (Сидней, 2000), ArtBot (Нью-Йорк, 2003), ISEA06 (Сан-Хосе, 2006), Sk-interface (Ливерпуль, 2008) и др. Авторы ряда статей по вопросам влажных технологий в различных изданиях научного и художественного характера, в т.ч.: «Tissue Engineering» (2000), «Take Over» Ars Electronica (2001), «Thresholds Magazine» (2002), «Art Link Australia» (2002), «Leonardo Magazine» (2002), «Experimenta» (2003), «BioMediale» (2004) и др. Принимали участие в международных конференциях по современному искусству в различных странах мира. Лекции и презентации проводились в многочисленных учебных и музейных заведениях, среди них: The Art Institute of Chicago (Чикаго), Oxford University (Оксфорд), Exploratorium (Сан-Франциско), Tate Modern (Лондон) и др. В 2000-2001 г.г. в качестве стипендиата проводили изыскания на базе Лаборатории тканевой инженерии Гарвардской школы медицины (Массачусетс, США). Лауреаты различных призов и наград, в т.ч. «Золотой Ники» фестиваля Ars Electronica (2007) в номинации «Гибридные искусства».
Николас Ривз
(р. 1957, Итака, Нью-Йорк, США)

Художник, исследователь. Получил образование в области физики (BS, MS, Университет Монреаля), в 1988 году окончил магистратуру MIT (архитектура, Кембридж). В своих исследованиях уделяет особое внимание концептуальным основам понятий порядка, организации и информации, различным видам кодирования систем и их возможным дисфункциям. Автор ряда проектов, основанных на использовании генеративных принципов зарождения архитектурных, формальных или звуковых структур, в т.ч.: «A Cloud Harp» (трансформация структуры облаков в звуковые последовательности); «The Sixth Diffractal» (архитектонные системы, порождаемые развитием цифровых биокультур, сформированных на основе произведений И.С.Баха); «Computer Architectones» (исследование потенциала искусственной жизни); «Voiles / Sails» (летающие робо-кубы, моделирующие поведение стаи); «The Garden of Ovelyniers» (перевод метаболических процессов в музыкальные последовательности); «Nox Mater» (демонстрация внутренних качеств космического пространства в элементах повседневной жизни). Его произведения были представлены на различных фестивалях и выставках медиаискусства, в т.ч. в Канаде, США, Франции, Германии, Швейцарии, Польше, Ливане и т.д. Куратор и координатор международных выставок, симпозиумов и лекционных программ. С лекциями и презентациями выступал в институциях разных стран мира в т.ч. в Santa Fe Institute (Санта Фе), Los Alamos National Laboratories (Лос-Аламос), University Sabanci (Стамбул), Federal University of Brasilia (Сан-Паулу), University of Sydney (Сидней) и мн.др. Вице-президент Общества искусства и технологий (Монреаль). В настоящее время — директор по науке НИИ медиа-арта и технологий «Hexagram» (Монреаль), директор Лаборатории искусств и дизайна NXI GESTATIO, профессор Университета Квебека (Монреаль).
Кен Ринальдо
(р.1958, Квинс, Нью-Йорк)


Художник, исследователь, куратор. В 1996 году защитил диссертацию в области искусства и информационных технологий в Университете Сан-Франциско. Давно и плодотворно занимается искусством мультимедийных инсталляций, в своих изысканиях акцентируя связи между искусством и биологией (интерактивная роботехника, биологические искусства, искусственная жизнь). Его произведения демонстрировались на крупнейших фестивалях и выставках медиаискусства в США и за рубежом, в т.ч. The Biennale of Electronic Arts (Перт); Transmediale (Берлин); ARCO Arts Festival (Мадрид); Ars Electronica (Линц); The Kiasma Museum of Contemporary Art (Хельсинки); The Chicago Art Institute (Чикаго); The Museum of Contemporary Art, (Чикаго); The Home Show (Сеул); V2 Dutch Electronica Arts Festival (Роттердам); Image Du Future (Монреаль) Siggraph (Лос-Анжелес); The Exploratorium (Сан-Франциско) и т.д. Неоднократно выступал в качестве организатора и куратора международных выставок, посвященных искусству высоких технологий, среди которых: «Wavicle Illuminata» (Сан-Франциско, 1995), «Digital Art in the New Millennium» (Колумбус, 2000), «Digital Perturbations» (2001), «Digerati» (2001), «Frequency Shifts» (2001); «Algorithmic Mash/Machinations» (COSI, Колумбус, 2003) и т.д. Лауреат различных призов, премий и наград, в т.ч. первой премии международного конкурса проектов по искусственной жизни VIDA 3.0 (Мадрид), почетного упоминания жюри фестиваля Ars Electronica (Линц, 2001), премии «Признание» в номинации «Интерактивность» фестиваля Ars Electronica (Линц, 2004 г.) и т.д. В настоящее время является приглашенным профессором на факультете искусств Университета Карнеги-Меллона (Питтсбург).
Исследовательская группа 'SymbioticA' (Перт, Австралия)
и лаборатория Стива Поттера (Атланта, США)


Проект «MEART — Полуживой художник» является совместной разработкой исследовательской группы «SymbioticA» (Гай Бен-Ари, Фил Гамблен, Иэйн Свитман, Орон Кэттс, Йонат Цурр, д-р Стюарт Бант) Школы анатомии и биологии Университета Западной Австралии (Перт, Австралия) и группы Стива Поттера (д-р Стив Поттер, Дуглас Баккум, Том Демарш, Радхика Мадхаван, Питер Пассаро) Лаборатории нейроинженерии Технологического института Джорджии (Атланта, США). Премьерный показ проекта состоялся в рамках международного фестиваля Ars Electronica (Линц, 2000) и широко освещался мировой художественной прессой. В дальнейшем «MEART» был представлен на различных выставках и фестивалях современного искусства, в т.ч.: «Biofeel» (BEAP, PICA, Перт, 2002), «ArtBots» (Eyebeam Gallery, Нью-Йорк, 2003), «Challenges for a Ubiquitous Identity» (Ciber@RT, Бильбао, 2004), «Australian Culture Now» (ACMI, Мельбурн, 2004), «Art Digital-2004» (1st MBCA, M'ARS Gallery, Москва, 2005), «Artrage Festival» (Black Box Gallery, Перт, 2005), «Strange Attractors: Charm between art and science» (The Zendai Museum of Modern Art, Шанхай, 2006) и т.д.
Исследовательская группа «SymbioticA» Школы анатомии и биологии Университета Западной Австралии (Перт, Австралия) была образована в 2000 году. Группа «SymbioticA» — это уникальная научно-художественная лаборатория, которая занимается исследованием художественных перспектив научного знания вообще и биологических технологий в частности. В состав группы входят ученые, художники, исследователи и теоретики современного искусства.
Исследовательская группа под руководством д-ра Стива Поттера была образована в 1999 году в Лос-Анджелесе. В настоящий момент функционирует в рамках Лаборатории нейроинженерии Технологического института Джорджии (Атланта, США). С 1993 года Стив Поттер работает над созданием новых видов материально-технического обеспечения для информационно-управляющих и исполнительных систем. За это время в его лаборатории был сконструирован ряд роботов, для управления которыми использовались нейронные массивы, выращенные на электронных подложках.

Стеларк
(р.1946, Мельбурн, Австралия)


Художник, исследователь. Получил образование на факультетах прикладного искусства Университетов Монэша и Мельбурна (Австралия). Работает в широком диапазоне современных искусств (включая театр, музыку, визуальные искусства), специализируясь на использовании новейших технологий. В своих изысканиях особое внимание уделяет робототехнике, искусственному интеллекту, виртуальной реальности и генной инженерии. Широкую известность в художественном и научном сообществе Стеларку принесли следующие проекты: «Filming the inside of the body» (1973-1975), «Third Hand Project» (1976-1981), «Industrial Robot Arms» (1991-1994), «Exoskeleton» (1998), «Hexapod» (2002), «The Third Ear» (2003), «Prosthetic Head» (2003) и др. Начав в конце 60-х годов с экстремальных опытов над собственным телом (публичные хирургические операции, гастроскопия, подвешивание тела и т.д.), в конце 80-х годов художник перешел к трактовкам человеческого тела как расширяющейся технобиологической структуры (импульсное воздействие на собственное тело через внешние интерфейсы, дополнительное механическое и технобиологическое протезирование). Автор многочисленных персональных выставок, презентаций и перформансов в Австралии, США, Европе и Японии. С 1976 года регулярно читает лекции на темы эволюционизма и человеко-машинных систем в различных университетах мира. В 1997 г. ему была присвоена степень почетного профессора искусства и робототехники Университета Карнеги-Меллона (Питтсбург), в 2000 году — почетная степень в области права Университета Монэш (Австралия). В настоящее время занимается исследовательской работой при Ноттингемском Университете (Великобритания). Живет и работает в Вест-Мелтоне (Австралия) и Ноттингеме (Великобритания).


Джулия Фримен
(р.1972, Букингемшир, Великобритания)


Художник, исследователь. Получила степень бакалавра в Университете Плимута (1994), в 1997 году окончила магистратуру Центра электронных искусств Университета Мидлсекса (Лондон). Область художественных интересов включает проведение исследований в пограничных областях между искусством, наукой и новыми технологиями. Особое внимание уделяет вопросам формирования новых представлений об окружающей природе на основе современных технологических решений. Один из ее первых проектов «Озеро» (2005) заключался в создании природной аудио-визуальной инсталляции с использованием электронных имплантантов у рыб (при поддержке Tingrith Fishery и Национального фонда науки, искусств и технологий NESTA, Великобритания); его презентация широко освещалась СМИ Великобритании. Автор ряда интерактивных инсталляций, представленных на выставках и фестивалях современного искусства, в т.ч.: «Dry Fall» (COMA@Yorkshire Sculpture Park, 2004), «The Lake» (Tingrith Fishery, Бердфордшир, 2005; The Truman Brewery, Лондон, 2006; FILE show, Сан-Паулу, 2007), «The Time Machine that is Landscape» (The Curator's Gallery, Лондон, 2005/2006), «In Sound Mind» (Dana Centre, Лондон, 2006; Шеффилд, Йорк, 2008), «Specious Dialogue» (Kinetica Museum, Лондон, 2007; Casino Luxembourg, Люксембург, 2008). С мастер-классами и презентациями принимала участие на различных симпозиумах и конференциях, в т.ч. в «OFFF Festival of Digital Art and Electronic Music» (Барселона, 2004), «Creative Software for Cybersalon» (Лондон, 2006), «Dorkbot» (Лондон, 2006), ISEA / ZeroOne (Сан-Хосе, 2006), BurningDork (Лондон, 2007), Art and Science (Лондон, 2007), York and Sheffield Science Weeks (2008). В настоящее время работает по исследовательской программе в Нанотехнологическом центре Кранфилдского университета (Лондон).



Матиуш Херчка
(р.1970, Быдгощ, Польша)


Художник, драматург, саунд-артист. Получил степень бакалавра в Колледже Института Мэриленда (Балтимор, 1993), в 2005 году окончил магистратуру Королевской Академии искусств (Гаага). Работает в широком диапазоне современных искусств (включая театр, музыку, визуальные искусства). Автор персональных выставок, проведенных в галереях Dansens Hus (Стокгольм, 1997), Carte Blanche (Берген, 1999), Pieterskerk (Лейден, 2003), Mediamatic (Амстердам, 2005), Artis (Хертогенбос, 2006). Его произведения были представлены на выставках современного искусства, в т.ч. в Royal Academy of Art (Гаага), Museum Boijmans van Beuningen (Роттердам), Tate Modern (Лондон), Gem Museum van Actuele Kunst (Гаага), Leeds University Art Center (Лидс), Moderna Museet (Стокгольм), Centro Andaluz de Arte Contemporaneo (Севилья), а также в фестивальных программах, в т.ч. Elektronmusikfestivalen (Fylkingen, Стокгольм, 1998), DotNu Festival (Роттердам, 2002), Today's Art Festival (Гаага, 2005), Prix Ars Electronica (Линц, 2005), Stockholmsfestivalen (Стокгольм, 2006) и др. В качестве драматурга и исполнителя принимал участие в театральных постановках, среди них: «Coming Undone» (Dansstationen, Мальме, 2001), «Preiser Movement System» (The Place, Лондон, 2002), «t.lab» (Dansens Hus, Стокгольм, 2004), «Hello Performance» (Moderna Dansteatern, Стокгольм, 2006). Его музыкальные произведения и сценография были представлены на сценах Royal Swedish Ballet (Стокгольм), Moderna Dansteatern (Стокгольм), Helsinki City Theatre (Хельсинки), Galapagos (Нью-Йорк), Kulturhuset (Стокгольм) и др. В настоящее время преподает на факультете искусства и науки Королевской консерватории в Гааге (Нидерланды).




Артур Эльсенаар
(р.1962, Наарден, Нидерланды)
Ремко Скха
(р.1945, Эйндховен, Нидерланды)


Художники, исследователи. Вместе работают в рамках проекта «Институт искусственного искусства Амстердама», одной из задач которого полагают развитие идей автоматизации художественного производства. Специализируются в области перформанса и создания аудио- и видеоинсталляций. Особое внимание уделяют развитию новых концепций Интернет-радио, а также проведению экспериментов по автоматизации радиотрансляций. Их совместный проект «Человеческое выражение лица» в форме лекций и презентаций был широко представлен на различных международных форумах современного искусства в Европе и США. В 2003 году их статья «Манипулирование электротелом как искусство перформанса: историческая перспектива», опубликованная в журнале Leonardo Music Journal, была признана лучшей статьей года.
Артур Эльсенаар получил первичное образование по специальности инженера-электрика. С 1989 по 1993 год проходил обучение в Академии изящных искусств Гронингена (Нидерланды), где специализировался в области создания интерактивной скульптуры на основе радарного контроля. С 1993 года исследует художественные возможности человеческого лица, находящегося под управлением компьютера («ArtiFacial Expression»). В настоящее время работает над докторской диссертацией в Школе искусств и дизайна Ноттингем Трент Университета (Ноттингем, Великобритания).
Ремко Скха с 1962 по 1970 годы изучал физику и компьютерные науки в Технологическом Университете Эйндховена (Нидерланды). Занимался разработкой алгоритмов управления и порождения художественных процессов (проект «Artificial») и вопросами компьютерного моделирования лингвистической деятельности (проект «Data-Oriented Parsing»). В настоящее время является профессором компьютерной лингвистики в Университете Амстердама (Нидерланды).





Стеларк. Лекция и встреча с художником. Часть 1
Стеларк. Лекция и встреча с художником. Часть 2
Стеларк. Лекция и встреча с художником. Часть 3
Стеларк. Лекция и встреча с художником. Часть 4
Стеларк. Лекция и встреча с художником. Часть 5
Майя Халеви. Научный музей как инструмент популяризации науки. Часть 1
Майя Халеви. Научный музей как инструмент популяризации науки. Часть 2
Майя Халеви. Научный музей как инструмент популяризации науки. Часть 3
Поль Граньон. Разнополые роботы
Алексей Лебедев. О природе музейного проектирования
Криста Соммерер и Лоран Миньонно. Культура интерфейса
Ян Виллем Овердейк. Построение интерактивной экспозиции
Круглый стол. Проектирование музеев науки
Лукас Эверс. Опыт взаимодействия искусства и технологий